Отчуждение лесного участка

Как исключить участок из лесного фонда без суда -Статьи

Отчуждение лесного участка

Как исключить участок из лесного фонда без суда

В этой статье я разберу одну из основных задач, которые призвана решать «лесная амнистия» – исключение участков из земель лесного фонда в случаях, когда ЕГРН не относит данный участок к лесному фонду, а государственный лесной реестр (ГЛР)  – относит.

Отмечу сразу, что по России и по Московской области внесудебная практика по этому вопросу очень разная. Эта статья посвящена общероссийским тенденциям. О столичном регионе напишу позже.

Ситуация:

1. Земельный участок по сведениям ЕГРН относится к какой-либо нелесной категории, например, земли населенных пунктов или земли сельскохозяйственного назначения.

2. Участок впервые отведен до 01.01.2016 года, и догадаться, что это лес было никак невозможно.

3. Но по старым материалам лесоустройства, хранящимся в архивах «лесников», он накладывается на земли лесного фонда. О таком наложении собственники узнают, как правило, случайно. Например, когда обращаются за получением градостроительного плана, разрешения на строительство, техусловий и т.п.

Нормы права:

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ и ст. 4.6. Федерального закона о введении в действие Лесного кодекса РФ такой участок должен быть отнесен к той категории, которая указана в ЕГРН, и подлежит исключению из государственного лесного реестра. У этого правила есть исключения, предусмотренные пунктами 6,7 названной статьи, но мы сейчас не о них. 

Правоприменение на практике:

[attention type=red]
Самая большая проблема применения этой нормы состоит в том, что на федеральном уровне нет внятной процедуры исключения таких участков из ГЛР.
[/attention]

В реальной жизни ситуация выглядит так: у вас на руках хорошие документы на участок, где написано, что это, например, земли сельхозназначения.

Но использовать вы его не можете, потому что по материалам лесоустройства участок накладывается на лесной фонд. Ну и что с этим делать дальше?

Более-менее четкая процедура применения «лесной амнистии» прописана только для тех случаев, когда менять категорию участка должен Росреестр (ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ). 

В вашем же случае Росреестру менять нечего: по его данным с вашим участком и так все в порядке. 

В вашем случае изменения нужно вносить не в ЕГРН, а в ГЛР (государтсвенный лесной реестр).

И делает это региональный орган, уполномоченный в области лесных отношений (в Челябинской области – Управление лесного хозяйства, в Республике Башкортостан – Министерство лесного хозяйства, в Свердловской области – Минприроды СО и т.п.).

И вот для этих органов в федеральном законодательстве не содержится никакой процедуры и четких сроков, по которым они должны исключать участок из ГЛР. Никаких внятных оснований отказа. Практически ничего, что позволяло бы поэтапно решить проблему.

Для решения задачи по приведению ГЛР  в соответствие со сведениями ЕГРН по всей стране в 2017 году были созданы так называемые Рабочие группы, состоящие из представителей Росреестра, Рослесхоза, Рослесинфорга, региональных органов, уполномоченных в области лесных отношений. 

Эти рабочие группы стали фактически прослойкой между собственниками земли и законом, неким кулуарным междусобойчиком, на которых решается судьба участков.

Их деятельность не урегулирована федеральным законом, а урегулирована Письмом Рослесхоза N ИВ-03-54/13151, Росреестра N 26356-ВА/Д23и от 18.09.

2017 “О направлении Указаний и форм отчетности о деятельности межведомственных рабочих групп в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ”.

На этих рабочих группах принимаются решения о том, какой участок следует исключить из ГЛР, а какой – попытаться изъять через суд в пользу Российской Федерации (напомню, что РФ в силу ст. 8 ЛК РФ – собственник всех земель лесного фонда). По результатам рассмотрения участкам присваиваются коды от 01 до 12. Посмотреть их перечень можно здесь. А ознакомиться с Указаниями – здесь.

Присвоение кодов 01,02, 05-09 для вас хорошо, а присвоение кодов 10, 11 – плохо, т.к. последнее свидетельствует о том, что принято решение не только не исключать ваш участок из ГЛР, но и оспаривать права на него в суде.

Скажу сразу, работая на Урале, я несколько раз видела присвоение участкам кодов 11.4. (оспаривание прав в суде по иным основаниям). Видеть присвоение кодов, которые позволяли бы решить проблему исключения участка из ГЛР во внесудебном порядке, мне не доводилось. Приходилось обращаться в суд.

Но, может быть, просто не везло: ко мне ведь обращаются обычно с тяжелыми ситуациями. 

[attention type=yellow]
Обратиться в Рабочую группу за рассмотрением вопроса об исключении участка из ГЛР можно обычно через Росреестр (специального порядка подачи обращений не существует).
[/attention]

Повлиять на решение Рабочей группы какими-то письмами и аргументами вряд ли возможно, поскольку она не приглашает правообладателей на свои заседания, и вообще не имеет внятного регламента рассмотрения обращений (есть только Федеральный закон от 02.05.

2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, который позволяет требовать, чтобы вам хоть что-нибудь ответили в течение 30 дней).

Кроме Рабочей группы в своем регионе с заявлением об исключении участка из ГЛР можно обратиться в региональный орган, уполномоченный в области лесных отношений, поскольку именно он ведет ГЛР и непосредственно выполняет включение/исключение из него участков, лесничеств и земель (п. 7 ст. 83 ЛК РФ). 

Обращение можно мотивировать ст. 4.6. Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», но надо понимать, что сформулирована она очень странно.

Данная статься описывает лишь исключение из ГЛР лесных участков, а не земель лесного фонда. Между тем, это разные единицы учета.

Кроме того, этот орган тоже не имеет регламента по рассмотрению подобных обращений: ни сроков рассмотрения, ни оснований удовлетворения заявлений или перечня оснований отказа.

Таким образом, необходимо признать, что в регионах, не имеющих собственных регламентов применения названных норм (а таких регионов большинство), порядка исключения участка из ГЛР в описанной ситуации не существует. 

Это значит, что с высокой вероятностью применять «лесную амнистию» придется через суд. Судебную практику по таким делам на 2019 год я описывала вот ЗДЕСЬ. С тех пор практика, по моим впечатлениям, стала немного лучше, но все дела по наложению участков на лесной фонд все равно остаются сложными и непредсказуемыми. Постараюсь в ближайшее время сделать новую подборку практики.

Материал подготовила Татьяна Скворцова

Источник: https://www.cab74.ru/articles/1540/

Росреестр объяснил, как воспользоваться

Отчуждение лесного участка

До сих пор такое приятное соседство приносило дачникам только неприятности и головную боль. Недвижимость таких граждан либо не регистрировалась по причине нахождения в границах лесного фонда, либо даже при наличии зарегистрированных прав собственности находилась под угрозой – ее могли отнять.

Права многих граждан на землю и постройки, которыми они пользовались десятилетиями, были прекращены.

Решить эту проблему призван новый закон, который родился благодаря решению Конституционного суда.

ВС объяснил, можно ли убрать “посторонние” конструкции со своей земли

Высшая судебная инстанция страны запретила отнимать у людей сотки, граничащие с лесом. Так появился Закон N280-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель”.

Он принят в защиту собственников, чьи личные участки пересекаются с лесными. Воспользоваться “лесной амнистией” пока смогли немногие. По данным Росреестра, массовое применение нового закона ожидается в наступившем году.

Этот закон, как заявили корреспонденту “РГ” в минэкономразвития, призван защитить граждан от изъятия их недвижимости по причине того, что земельный участок находился в лесу.

Примеров мучений собственников в попытках зарегистрировать свои сотки из-за близости леса можно найти практически в каждом регионе страны. В Росреестре рассказали всего о нескольких случаях.

Так в Иркутской области человек попросил поставить участок на кадастровый учет. Ему отказали. Причина – пересечение границ его земли и лесного участка.

Собственник попытался решить вопрос в суде, но его уговорили забрать заявление, потому как в регионе уже сложилась судебная практика и по аналогичным делам выносились только отказы.

Но человеку повезло – грамотные люди его попросили подождать, когда на федеральном уровне будет принят соответствующий закон. Как только вступил в силу закон о “лесной амнистии”, участок поставили на кадастровый учет.

О сложных вопросах регистрации и оформления земли в рубрике “Юрконсультация” рассказывают эксперты “РГ”.

А в Псковской области есть другие примеры, когда “лесная амнистия” начала работать. Граждане попросили поставить на кадастровый учет свои наделы, которые раньше просто не регистрировали.

Теперь одновременно с государственным кадастровым учетом местный орган регистрации прав внес изменения в описание местоположения и площади лесного участка, а также отправил уведомление в соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Главное в “лесной амнистии” – это гарантированные права законных обладателей земельных участков

В этой области еще в трех случаях по результатам рассмотрения заявлений о кадастровом учете были обнаружены пересечения границ соток граждан с границами лесного участка. Поэтому одновременно с внесением изменения в сведения о границах участка принимались решение о государственном кадастровом учете в связи с изменением границ и площади лесного участка.

В Тюменской области тоже попросили поставить на кадастровый учет сотки “в связи с уточнением местоположения границ земельного участка”. Право собственности у предыдущего хозяина появилось еще в 1995 году.

По местному документу – Правилам землепользования и застройки Тюмени, этот участок большей своей частью расположен в так называемой зоне “занятой городскими лесами, землями лесного фонда”.

В этой зоне нет регламента для соток, которые выделили для садоводства и огородничества.

И в этом случае, рассматривая заявление, специалисты увидели пересечение границ участка с границами лесного участка. Поскольку участок был предоставлен гражданину для садоводства и огородничества до 08.08.2008, то по N280-ФЗ согласование местоположения границы с лесным участком не проводится. Так что в этом случае был применен новый закон и принято решение о кадастровом учете.

Похожая ситуация была и в Челябинской области. Там человек попросил об уточнении границ участка. И здесь увидели пересечение границ его надела и леса. Рассмотрение просьбы приостановили.

Пока заявление лежало без движения, вступил в силу закон о лесной амнистии, предоставивший возможность гражданам, ставшим собственниками участков до 01.01.2016, установить границы своих соток, несмотря на имеющиеся пересечения с лесным участками.

Итог – государственный кадастровый учет был возобновлен и сведения о границах участка были внесены в ЕГРН.
ВС РФ разъяснил, как решать споры о праве прохода через чужой участок

В Минэкономразвития России напомнили, что при подготовке и рассмотрении закона о “лесной амнистии” шли весьма оживленные споры.

Далеко не все разделяли подход, заключающийся в приоритете сведений Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) над сведениями Государственного лесного реестра (ГЛР).

Противники приоритета высказывали опасение, что как только наступит “лесная амнистия”, граждане начнут массово незаконно присваивать лесные участки.

Но время показало, что боялись зря. Никакого уничтожения лесов из-за нового закона не наблюдается. Не подтвердились опасения и о том, что сразу после того, как “лесная амнистия” заработает, произойдет массовое расхищение и разбазаривание леса и будет происходить узаконивание неправомерных случаев завладения лесами.

На 1 декабря 2017 года по всей стране пока зафиксировано более 1,4 тысячи случаев применения “лесной амнистии”. В минэкономразвития утверждают, что за сухой статистикой стоят сохраненные у граждан построенные жилые дома, сады и огороды, за которыми они ухаживали десятилетиями.

Ведь до недавнего времени огороды могли быть легко изъяты по “формальным основаниям”. Слова, что такие основания являются именно “формальными”, не случайны. Ведь именно так охарактеризовал само по себе нахождение земельных участков в лесном фонде Конституционный суд Российской Федерации, говоря о невозможности изъятия земли у граждан в связи с нахождением их соток в лесном фонде.

В своих определениях от 21 сентября 2017 года Конституционный суд высказался и поддержал норму, заключающуюся в том, что главное в таких ситуациях – это права законных правообладателей земельных участков.

Компетентно

Алексей Бутовецкий, директор Департамента недвижимости Минэкономразвития России

– Реализация положений закона об устранении противоречий также зависит от грамотной организации работы на местах и от информированности граждан о возможностях нового закона.

Положения закона прежде всего направлены на защиту прав добросовестных приобретателей объектов недвижимости, но в то же время предусматривают принципиально новые положения, направленные на защиту лесов, ранее не предусмотренные законодательством, что позволит исключить впредь возможность внесения в государственные реестры противоречащих сведений.

Несомненно, такие меры призваны укрепить и гарантировать защиту права собственности.

Справка “РГ”

Росреестр разъяснил читателям “РГ” на реальном примере, как действовать садоводу, если отказ в постановке соток на кадастровый учет в прошлом уже был.

Гражданке принадлежит участок по договору купли-продажи от 2013 года. В декабре 2015 дама обращалась за проведением государственного кадастрового учета изменений границ принадлежащего ей участка.

В марте 2016 года органом регистрации прав ей было отказано в просьбе. Причина – участок находится в границах лесного фонда. А вот 20.10.

2017 границы этого участка были установлены на основании повторного заявления, после вступления в силу Закона N 280-ФЗ.

Источник: https://rg.ru/2018/01/10/rosreestr-v-2018-godu-zakon-o-lesnoj-amnistii-zarabotaet-v-polnuiu-silu.html

Исключение участка из лесного фонда без суда

Отчуждение лесного участка

В этой статье я разберу одну из основных задач, которые призвана решать «лесная амнистия» – исключение из земель лесного фонда участков, которые, по данным ЕГРН, к лесному фонду не относятся, а по данным государственного лесного реестра (ГЛР) – относятся.

Отмечу сразу, что по России и по Московской области внесудебная практика по этому вопросу очень разная. Эта статья посвящена общероссийским тенденциям. О столичном регионе напишу позже.

СИТУАЦИЯ:

1. Земельный участок по сведениям ЕГРН относится к какой-либо нелесной категории, например, земли населенных пунктов.

2. Участок впервые отведен до 01.01.2016 года, и догадаться, что это лес было никак невозможно.

3. Но по старым материалам лесоустройства, хранящимся в архивах «лесников», он накладывается на земли лесного фонда. О таком наложении собственники узнают, как правило, случайно. Например, когда обращаются за получением градостроительного плана, разрешения на строительство, техусловий и т.п.

НОРМЫ ПРАВА:

В соответствии с п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ и ст. 4.6. Федерального закона о введении в действие Лесного кодекса РФ такой участок должен быть отнесен к той категории, которая указана в ЕГРН, и подлежит исключению из государственного лесного реестра. У этого правила есть исключения, предусмотренные пунктами 6,7 названной статьи, но мы сейчас не о них.

ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА НА ПРАКТИКЕ:

[attention type=red]
Самая большая проблема применения этой нормы состоит в том, что на федеральном уровне нет внятной процедуры исключения таких участков из ГЛР.
[/attention]

В реальной жизни ситуация выглядит так: у вас на руках хорошие документы на участок, где написано, что это, например, земли сельхозназначения.

Но использовать вы его не можете, потому что по материалам лесоустройства участок накладывается на лесной фонд. Ну и что с этим делать дальше?

Более-менее четкая процедура применения «лесной амнистии» прописана только для тех случаев, когда менять категорию участка должен Росреестр (ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ).

В вашем же случае Росреестру менять нечего: по его данным с вашим участком и так все в порядке.

В вашем случае изменения нужно вносить не в ЕГРН, а в ГЛР (государтсвенный лесной реестр).

И делает это региональный орган, уполномоченный в области лесных отношений (в Челябинской области – Управление лесного хозяйства, в Республике Башкортостан – Министерство лесного хозяйства, в Свердловской области – Минприроды СО и т.п.).

И вот для этих органов в федеральном законодательстве не содержится никакой процедуры и четких сроков, по которым они должны исключать участок из ГЛР. Никаких внятных оснований отказа. Практически ничего, что позволяло бы поэтапно решить проблему.

Для решения задачи по приведению ГЛР  в соответствие со сведениями ЕГРН по всей стране в 2017 году были созданы так называемые Рабочие группы, состоящие из представителей Росреестра, Рослесхоза, Рослесинфорга, региональных органов, уполномоченных в области лесных отношений.

Эти рабочие группы стали фактически прослойкой между собственниками земли и законом, неким кулуарным междусобойчиком, на которых решается судьба участков.

Их деятельность не урегулирована федеральным законом, а урегулирована Письмом Рослесхоза N ИВ-03-54/13151, Росреестра N 26356-ВА/Д23и от 18.09.

2017 “О направлении Указаний и форм отчетности о деятельности межведомственных рабочих групп в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ”.

На этих рабочих группах принимаются решения о том, какой участок следует исключить из ГЛР, а какой – попытаться изъять через суд в пользу Российской Федерации (напомню, что РФ в силу ст. 8 ЛК РФ – собственник всех земель лесного фонда). По результатам рассмотрения участкам присваиваются коды от 01 до 12. Посмотреть их перечень можно здесь. А ознакомиться с Указаниями – здесь.

Присвоение кодов 01,02, 05-09 для вас хорошо, а присвоение кодов 10, 11 – плохо, т.к. последнее свидетельствует о том, что принято решение не только не исключать ваш участок из ГЛР, но и оспаривать права на него в суде.

Скажу сразу, работая на Урале, я несколько раз видела присвоение участкам кодов 11.4. (оспаривание прав в суде по иным основаниям). Видеть присвоение кодов, которые позволяли бы решить проблему исключения участка из ГЛР во внесудебном порядке, мне не доводилось. Приходилось обращаться в суд.

Но, может быть, просто не везло: ко мне ведь обращаются обычно с тяжелыми ситуациями.

[attention type=yellow]
Обратиться в Рабочую группу за рассмотрением вопроса об исключении участка из ГЛР можно обычно через Росреестр (специального порядка подачи обращений не существует).
[/attention]

Повлиять на решение Рабочей группы какими-то письмами и аргументами вряд ли возможно, поскольку она не приглашает правообладателей на свои заседания, и вообще не имеет внятного регламента рассмотрения обращений (есть только Федеральный закон от 02.05.

2006 N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”, который позволяет требовать, чтобы вам хоть что-нибудь ответили в течение 30 дней).

Кроме Рабочей группы в своем регионе с заявлением об исключении участка из ГЛР можно обратиться в региональный орган, уполномоченный в области лесных отношений, поскольку именно он ведет ГЛР и непосредственно выполняет включение/исключение из него участков, лесничеств и земель (п. 7 ст. 83 ЛК РФ).

Обращение можно мотивировать ст. 4.6. Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», но надо понимать, что сформулирована она очень странно.

Данная статься описывает лишь исключение из ГЛР лесных участков, а не земель лесного фонда. Между тем, это разные единицы учета.

Кроме того, этот орган тоже не имеет регламента по рассмотрению подобных обращений: ни сроков рассмотрения, ни оснований удовлетворения заявлений или перечня оснований отказа.

Таким образом, необходимо признать, что в регионах, не имеющих собственных регламентов применения названных норм (а таких регионов большинство), порядка исключения участка из ГЛР в описанной ситуации не существует.
Это значит, что с высокой вероятностью применять «лесную амнистию» придется через суд. Судебную практику по таким делам на 2019 год я описывала вот ЗДЕСЬ. С тех пор практика, по моим впечатлениям, стала немного лучше, но все дела по наложению участков на лесной фонд все равно остаются сложными и непредсказуемыми. Постараюсь в ближайшее время сделать новую подборку практики.

Татьяна Скворцова (запись на консультацию по телефону или WhatsApp 8-908-080-00-35, электронная почта practica74@bk.ru, условия предоставления консультаций на моем сайте)

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5c6422e5e3c7ad00ae588bb9/iskliuchenie-uchastka-iz-lesnogo-fonda-bez-suda-5f57616522e26e081a0e5639

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.