Патронат над ребенком из детского дома

Понятие и особенности патроната над детьми

Патронат над ребенком из детского дома

Любое государство обязано заниматься вопросами помощи детям, которых различные неблагоприятные обстоятельства лишили главного в их жизни – любви и заботы родителей.

На сегодняшний день существует три вида такой помощи, которые официально называются опека, усыновление и патронат.

Если первые два понятия более-менее знакомы обычному обывателю, то последнее часто вызывает непонимание и множество вопросов.

Что такое патронат

Патронат – это институт, занимающийся устройством в семью детей, которых нельзя усыновить или взять под опеку. Это те дети, которые по разным причинам не могут быть зарегистрированы в базе детей-сирот.

По существующему законодательству в такую базу вносят только детей, являющихся полными сиротами, и детей, родители которых живы, но лишены родительских прав, либо отказались от них. Но бывают случаи, когда у ребенка есть родители или хотя бы один из них, но они по каким-либо причинам не оказывают должного внимания воспитанию и уходу за ребенком.

Именно тогда на помощь приходит патронат как форма попечительства, дающая временное убежище для детей из проблемных семей, пока родители не решат свои проблемы. Для этого ребенка временно отдают в семью патронатных родителей, где он находится до тех пор, пока его собственные родители не смогут обеспечить ему должные условия проживания и воспитания.

В течение всего времени пребывания ребенка в такой семье, за ним присматривают профессионалы социальных служб, а обеспечивает его всем необходимым государство.

Особенности патроната

Патронат обычно бывает двух видов – краткосрочный и долгосрочный. Краткосрочным считается патронат, который длится от одного дня до шести месяцев. Попечительство над ребенком более шести месяцев относят к долгосрочному патронату. Здесь следует отметить, что дети могут быть под патронатом семьи до совершеннолетия.

Но и с наступлением совершеннолетия они не изгоняются, а могут дальше жить в семье и на ее примере видеть, какой должна быть семья и семейная жизнь, учиться помогать близким в трудных ситуациях.

Система патронатного воспитания не устанавливает жестких требований к возрасту патронатных родителей, их доходам или жилой площади, так как обеспечением ребенка всем необходимым занимается государство.

Патронатная семья

Для того, чтобы иметь возможность взять ребенка в семью на основе патроната, существуют некоторые требования.

  • Воспитателями могут быть только совершеннолетние люди без судимостей и ограничений (полных и частичных) в дееспособности.
  • Это не могут быть люди, лишенные родительских прав или имеющие в них ограничения, равно как и люди, в прошлом по своей вине лишенные статуса опекуна или усыновителя.
  • Патронатные родители должны иметь постоянную прописку и жилье в нормальном, не аварийном состоянии.
  • Потенциальным кандидатам нужно также обратить внимание на то, что семья должна иметь как минимум еще один источник дохода помимо зарплаты патронатного воспитателя.
  • Патронатная семья должна пройти предварительную подготовку по изучению своих прав и обязанностей.

Социальный патронат

Помощь воспитания ребенка патронатными родителями может понадобиться и в случаях, когда ребенок все-таки живет с родителями, но они в силу разных причин не справляются с его воспитанием, либо один из них тяжело болен, а другой не может воспитывать ребенка должным образом.

Такой ситуацией занимается социальный патронат, когда патронатный воспитатель навещает ребенка несколько раз в неделю, помогает воспитывать его и решать важные социальные проблемы. Такому воспитателю могут доверить одновременно до пяти воспитанников.

Как стать патронатным воспитателем

Люди, намеренные временно воспитывать ребенка из детского дома, должны обратиться в соцзащиту и стать на учет в опекунском совете. Там сообщат о всех необходимых документах и справках, нужных для оформления патроната. Существуют также некоторые формальные критерии отбора семей для патронатного воспитания.

Самым важным критерием является психологическая готовность семьи к принятию воспитанника. Важным является отсутствие каких-либо функциональных нарушений в семьи кандидата.

Наряду с психологической готовностью сотрудниками уполномоченной организации определяется эмоциональная зрелость, мотивация к принятию ребенка, способность нести за него ответственность на каждом этапе патронатного попечения.

Даже при соответствии кандидата всем формальным требованиям может быть получен отказ в удовлетворении его желания стать патронатным воспитателем. Подобное решение должно быть аргументированным и обоснованным. В обязанности кандидатов в патронатные воспитатели входит обязательное прохождение соответствующей подготовки, включающей тренинги, лекции, семинары.

Договор о патронатном воспитании

Регулирование отношений между сиротой и патронатным попечителем контролируется специальной уполномоченной службой. Договор о патронатном воспитании является основным официальным документом, на основе которого уполномоченная служба передает воспитанников в патронатные семьи.

Пособия и выплаты

Выплаты за патронат регулируются в каждом регионе относительно состояния местного бюджета. На обеспечение каждого ребенка воспитатель регулярно получает требующийся инвентарь, одежду, денежное пособие на питание воспитанника.

Помимо этого, каждый воспитатель имеет право на получение денежных выплат на нужды патронируемого, размер которых составляет три минимальные зарплаты. Отчет о тратах этих денег контролируется опекунским советом. Существуют и другие отчеты, которые должны в оговоренном порядке предоставляться совету.

Частота и сроки их подачи оговариваются присоставлении договора о патронатном воспитании.

Чем патронат отличается от приемной семьи

В приемной семье родители являются полноправными опекунами, тогда как в патронатной они всего лишь воспитатели, которые несут ответственность за опекаемого вместе с уполномоченными органами. Во-многих случаях патронат является переходным вариантом до получения права на усыновление и опеку.

Чем патронат отличается от патронажа

Патронат и патронаж являются очень похожими по звучанию понятиями и суть которых заключается в покровительстве над кем-либо. Но, существуют некоторые отличия. Патронаж – это, прежде всего, социальное попечительство, медицинская помощь как недееспособным или несовершеннолетним.

А патронат же является одной из самых эффективных форм попечительства над детьми, оставшихся без попечения родителей временно или на длительный срок. Он способствует положительному социальному развитию. В отличие от воспитания в интернате данный вид покровительства обладает множественными преимуществами.

Источник: https://opekarf.ru/opeka-i-popechitelstvo/nad-detmi/ponyatie-i-osobennosti-patronata-nad-detmi

Семья напрокат: зачем воспитанники детских домов ходят в гости к чужим маме и папе

Патронат над ребенком из детского дома

Семья напрокат: зачем брать ребенка из детдома к себе на выходные. Александр Ратников, ИА PrimaMedia

В системе краткосрочного патроната – так по-научному называется возможность пригласить ненадолго в свою семью ребенка из детдома – наблюдается определенная сезонность. Летом детей забирают те, кто уже регулярно их посещал и наладил общение. Под Новый год же детей берут в семьи наиболее активно.

Это подходящий период для “пробы пера”, если так можно выразиться. Тем, кто впервые берет к себе ребенка, будет легче устроить с ним совместный быт: тут и масса новогодних развлечений, и общая атмосфера семейного праздника.

Да и ребенку проще возвращаться в детский дом, где также царит праздничная атмосфера.

Но что движет людьми, которые берут к себе ребенка ненадолго, как сказывается на детях последующее возвращение в детдом и каких ошибок нужно избегать тем, кто собирается пригласить воспитанника соцучреждения к себе в гости? О практике “гостевого режима” в детских домах Приморья корр. ИА PrimaMedia рассказали эксперты в этой области — воспитатели, педагоги-психологи, руководители учреждений и сами их воспитанники.

Когда не готов стать опекуном

Пригласить ребенка в гости можно как на несколько часов, так и на выходные, каникулы и даже на лето.

Гостевой режим помогает ребятам познакомиться с моделью поведения семьи: приготовить ужин, помыть вместе посуду, посмотреть вечером телевизор, делиться веселыми историями на прогулке – для воспитанников детских домов это особенные моменты жизни, в которых они могут почувствовать себя частью чего-то большого, частью семьи, оказаться в мире, в котором есть мама и папа.

Оказывается, подарить эти одновременно обычные и бесценные минуты простого человеческого счастья одиноким детям, может практически каждый из нас. Даже тот, кто не готов к решительным действиям, опеке или усыновлению.

Взять к себе ребенка из соцучереждения “погостить” могут как дальние родственники, так и незнакомые взрослые, готовые подарить ему тепло семейной атмосферы и общения.

Гостевой режим предполагает, например, что воспитанник из детдома может навещать семьи своих друзей за пределами учреждения.

— Чаще всего мы отдаем в гости уже школьников. Малыши могут не разобраться, почему их взяли в семью, а потом вернули. Поэтому у нас существует возрастной порог.

Но все зависит от психологического и эмоционального состояния ребенка, здесь важен разумный психологический подход и предварительная подготовка, – говорит директор ЦССУ №1 Владивостока – Центра содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Василий Жанков.

По его словам, отрицательного опыта с временным патронатом в ЦССУ №1 не было ни разу. А вот положительных примеров хватает. Например, человек сначала хотел взять одного ребенка, а взял сразу четверых – детей из одной семьи. Вместе они здорово отметили Новый год. Конечно, бывают и случаи, когда, взяв ребенка на короткий срок, люди решали забрать его к себе насовсем.

В 2017 году, например, в центре раздали почти всех детей, а в 2018 к новому году поступили почти все новые и, соответственно, в минувшие праздники в семьи дети не пошли, поскольку дополнительное перемещение обернулось бы для ребят дополнительным стрессом.

Как отмечает директор центра, в прежние времена дети засиживались у них надолго, и формировалась целая группа ребят, кто регулярно практиковал “гостевой режим”. Теперь же уровень обновления в год достиг 70%, и некоторые дети обретают новый дом раньше, чем их позовут в гости.

— Я раньше уже жил в семье, в детдоме — недавно. Так что в гостях мне было легко, – рассказал 15-летний воспитанник одного из Центров содействия семейному устройству в Приморье — Максим (имя изменено — прим. ред.). – Проблемы? Да нет, не помню такого.

В самый первый день мы пошли гулять по городу, а потом пришли домой, рассказывали всякие истории из жизни. Было классно. Сначала я попал в эту семью на каникулах летом в прошлом году. Мне сразу очень понравилось. Интересно было общаться со взрослыми, набраться опыта, научиться себя вести.

Да и просто проводить вместе время, гулять, ездить куда-то вместе. Конечно, когда все закончилось и я вернулся в детдом, было грустно. Но когда мне сказали, что я смогу ходить к ним по выходным — было очень приятно. Теперь я бываю у них почти каждую неделю: мы и развлекаемся вместе, и по хозяйству помогаю, если надо.

В семье есть 18-летний сын, мы с ним тоже хорошо ладим. В общем, мои походы в гости дают больше хорошего, чем грустного.

– Мы делаем акцент на том, что ребенок идет в гости.

Всегда исходим из особенностей и потребностей конкретного ребенка и человека, который хочет взять его к себе, проводим информационную работу с каждым.

Мы не всегда готовы отдать ребенка, ведь некоторые люди не представляют себе возможных последствий. В ходе общения взрослых и детей могут возникнуть недопонимания, расстройства, конфликты.

С целью избежать этого, мы всегда находимся на связи и готовы выслушать, помочь советом, если это потребуется, – говорит Жанков.

ТОП-5 ошибок “гостевой семьи”

Список ошибок составлен на основе мнений и опыта специалистов сферы социального обслуживания:

1. Некоторые взрослые, забирая ребенка к себе на выходные, считают, что они его от чего-то спасают. Пытаются устроить ему настоящий праздник, фейерверк положительных эмоций. Но важно скорее создать правильное настроение, а не задарить игрушками.

Иначе взрослый станет для ребенка не источником общения, как должно быть, а источником благ. Ожидания ребенка будут состоять лишь из того, что ему кто-то что-то должен. Желательно, чтобы визит принес ребенку новые впечатления и ощущение домашнего уюта. Чтобы он понимал, к чему он хочет вернуться.

Ребенку нужен, прежде всего, человеческий контакт.

2. Большинство людей приходят в детдом и говорят, что они готовы взять любого ребенка, считая, что справятся с каждым. Но это не так. Специалисты, напротив, очень тщательно подбирают ребенка, глядя на семью, учитывают их ожидания.

Ведут с людьми работу, говорят об особенностях характера ребенка. С одним стоит вести себя строже, с другим, напротив, помягче.

Воспитатели центра содействия всегда на связи и готовы поддержать взрослых, если во время гостевого визита у них возникли какие-то трудности.

3. С теми семьями, которые поддались импульсу и приняли решение спонтанно, ребенку не всегда безопасно. С одной стороны люди находятся в иллюзиях об исполнении гражданского долга и словно “спасают детей”, а с другой – совершают много ошибок.

Эмоции в этом вопросе все портят. Хорошо, когда ребенка забирают через несколько месяцев — полгода, чтобы было время подумать, собрать все документы.

Взвешенный выбор конкретного воспитанника, понимание его положительных и отрицательных черт характера станут залогом к успешным взаимоотношениям в гостевом режиме.

4. У многих желание взять к себе ребенка в гости возникает под самый новый год (наиболее популярное время для гостевого режима — прим. ред.), когда уже слишком поздно. Важно предварительно найти контакт с ребенком и подготовить документы.

Их, конечно, нужно куда меньше, чем для опеки или усыновления, но определенный объем предварительной работы все равно проделать необходимо. Желательно, месяца за два начать присматриваться, общаться.

Так выше вероятность, что у взрослого и ребенка завяжутся более тесные отношения со взрослым.

5. Не стоит ожидать от ребенка благодарности. Дети не всегда будут давать взрослым обратную связь в силу своего положения, особенностей психики, условий жизни. Многие из них ввиду непростых жизненных историй не склонны открываться людям.

https://www.youtube.com/watch?v=Dq6YajEHRoc

Важно не давать ребенку ложных обещаний и надежд во время гостевого визита, уверена старший воспитатель Центра содействия семейному устройству Спасска-Дальнего Ольга Французова.

— В гостевом режиме ребят берут в семью не так уж часто, как хотелось бы. Условия всегда разные. Иногда это родственники, иногда те, кто планирует в дальнейшем оформлять опеку, а иногда те, кто на постоянное проживание взять ребенка в семью не может, только на выходные и на праздники.

Я знаю, что многих непосвященных эта практика шокирует. Мол, взяли ребенка, а затем вернули. На самом же деле это самая безболезненная практика.

В условиях наших учреждений, где, несмотря на все наши старания, присутствует атмосфера казенщины, детям гостевой режим всегда идет на пользу. Они воспринимают визит в семью как поход в гости. Все там крутится вокруг дружбы, наставничества.

Именно эти направления мы и другие учреждения в крае стараемся развивать. Для многих ребят это такой свет в окошке и альтернативная форма семейного воспитания.

Практики одноразового визита в семью у нас нет, люди, как правило, приглашают ребенка к себе регулярно: на выходные и праздничные дни. Это подбадривает ребенка, который знает, что в конце недели он пойдет в гости к друзьям.

У нас был один мальчик, который упорно настаивал, мол, в семью не пойду. Но на этих новогодних каникулах мне все же удалось его уговорить хотя бы на два дня. “Просто посмотришь и вернешься” — обещала я, но ему теперь так понравилось, что теперь он каждые выходные торопится поскорее в семью, — говорит Ольга Французова.

Зачем вам это надо

Семье, решившей попробовать “гостевой режим”, специалисты могут заранее дать ценный совет, как провести время с ребенком в гостях максимально позитивно и продуктивно. Руководитель службы сопровождения замещающих семей КГКУ “ЦССУ №1 г. Владивостока” Наталья Медведева имеет богатый опыт работы в этой сфере.

— Воспитанники ЦССУ – дети, столкнувшиеся с непростыми жизненными обстоятельствами и имеющие травматический опыт. Для того чтобы не навредить им, взрослым нужно как минимум, понимать, для чего они затевают историю с гостевым режимом и чего ожидают от нее.

Хорошо бы еще пройти какой-то хотя бы минимальный ликбез у тематических специалистов, работающих в сфере семейного устройства.

Дело в том, что поведение ребенка с травмой может существенно отличаться от поведения обычного ребенка.

И даже если человек имеет успешный опыт воспитания собственных детей или племянников и тому подобное, это совсем не гарантирует, что он поймет, например, последствия травмы привязанности и депривации.

Из самых лучших побуждений можно усугубить уже имеющиеся у ребенка трудности неосторожным словом или обычным действием, на которое он может как-то неожиданно среагировать.

Лучше бы, конечно, быть готовым заранее и понимать, что может произойти и почему, и брать на себя ответственность за свое решение помочь детям — в том числе и тем, что идти в это дело осознанно и не пускать все на самотек.

Важно понимать, что, приглашая ребенка в гости, вы не сможете до конца узнать и понять его так, как если бы взяли его под опеку. В гостях мы никогда до конца не расслабляемся и не показываем себя настоящего. И ребенок из учреждения, находящийся в гостях, и тот же ребенок, которого забрали в семью насовсем — это могут быть очень разные два ребенка, — предупреждает Наталья Медведева.

Бывает и так, что детей берут в гости, не имея пакета документов на опеку или усыновление, строят отношения и принимают решение забрать насовсем.

А когда начинают собирать документы, в это же время в учреждение приходит, например, другой кандидат — с готовой документацией, и забирает ребенка.

Такое развитие событий может привести к травме не только ребенка, но и взрослого — это боль для всех, и этот риск тоже необходимо предусмотреть заранее взрослому, собирающемуся оформлять гостевой режим.

— Перед тем, как отправить ребенка в гостевую семью, мы его предварительно готовим. Конечно, каждый ребенок, да и мы тоже, надеемся, что визит перерастет в нечто большее, но вслух этого не говорим.

“Пока это просто гости” — договариваемся с ребятами.

О том, что их готовы забрать в семью насовсем, говорят обычно уже сами опекуны, — говорит Татьяна Тумакова директор КГКУ “Центр содействия семейному устройству” Находки.

По словам Татьяны, “гостевой режим” в Находке отличается тем, что однократных визитов там практически не бывает, на памяти директора центра был всего один такой случай. Чаще всего в гостевом режиме детей к себе берут родственники или те взрослые, кто в дальнейшем планирует оформить опеку. Для них это предварительный этап.

Бывают такие ребята, кого взять под опеку не получится, временная передача в семью для них — единственный вариант. В находкинском центре есть мальчик, который уже в течение пяти лет посещает одну и ту же семью на выходные и праздники.

— Самый главный совет – принимать решение взвешенно, а также быть готовым произнести вслух свои проблемы и иметь в себе силы обратиться к службам сопровождения, которые есть при каждом центре, с просьбой о помощи, – говорит Татьяна Тумакова.

С недавних пор в России началось перепрофилирование детских домов в учреждения нового типа – Центры содействия семейному устройству. Разница между ними заложена в самом названии и она, по словам специалистов, – колоссальная.

В отличие от детского дома, основная задача которого дать ребенку, оставшемуся без попечения родителей, крышу над головой, ЦССУ занимается те только содержанием таких детей, но и в первую очередь — устройством их в новую семью или же возвращением в родную.

Для того чтобы это стало возможным, специалисты центров консультируют будущих приемных родителей и обеспечивают постинтернатное сопровождение воспитанников, чего в детских домах не было.

В настоящий момент в крае функционирует 41 организация для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, из них 25 Центров содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (ЦССУ).

Число воспитанников ЦССУ в крае с каждым годом сокращается. В 2016 году — 1156 детей, в 2017 году — 964 ребенка, в 2018 году – 898 детей. Школ приемных родителей, где взрослых подготовят и к опеке, и к гостевому режиму в крае сегодня 20, их них две функционирует во Владивостоке.

Если вы задумываетесь о том, чтобы пригласить в гости воспитанника детского дома, за консультацией специалистов в Приморье можно обратиться по следующим адресам и телефонам:

Центр содействия семейному устройству №1 Владивостока: район “Тихая”, ул. Космонавтов, 19а; тел. (423) 225-96-48, 8 (423) 229-80-70.

Центр содействия семейному устройству Находки: ул.Верхне-Морская, д.120; тел. 8 (423) 662-19-60.

Центра содействия семейному устройству Спасска-Дальнего: Ленинская ул., 116; тел. 8 (42352) 2-47-32.

Контактные данные других центров семейного устройства в Приморском крае можно найти на сайте администрации региона.

203077

Источник: https://PrimaMedia.ru/news/794653/

Постинтернатный патронат: как после совершеннолетия детям-сиротам помогают в самостоятельной жизни

Патронат над ребенком из детского дома

Необходимость создания служб постинтернатного патроната была продиктована самой жизнью. У детей-сирот, которые в 18 лет становятся выпускниками Центров содействия семейному воспитанию (или приемных семей), всегда есть потребность в помощниках.

В тех, кто подставит надежное плечо в начале самостоятельной жизни: подскажет, как жить в собственной квартире, правильно распределять финансы, справляться с трудностями в общении с людьми, найти работу.

Какую еще помощь могут получить дети-сироты после совершеннолетия, нам рассказали в Научно-практическом центре по защите прав детей «Детство».

Чтобы не оставлять один на один со взрослой жизнью выпускников организаций для детей-сирот и замещающих семей, в Москве существует особый вид социальной помощи — постинтернатный патронат.

Появился он в 2010-2011 годах, когда было принято несколько соответствующих законов и постановлений Правительства Москвы. Занимаются им так называемые уполномоченные организации. Их в настоящее время в городе 54.

Среди них —Центры содействия семейному воспитанию, Центры поддержки семьи и детства, некоммерческие организации, а также Центр «Детство». Поддержка гарантирована всем выпускникам в возрасте от 18 до 23 лет.

С какими сложностями во взрослой жизни сталкиваются дети-сироты? Как и для чего специалисты по постинтернатному сопровождению помогают им? Об этом в интервью с Екатериной Смарцевой, начальником отдела по организации социальной работы с лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Центра «Детство».

— Екатерина Викторовна, как давно вы занимаетесь сопровождением выпускников?

— Постинтернатным патронатом Центр «Детство» занимается с 2015 года. Деятельность эта набирает обороты, расширяется. В январе 2019 года она выделена в отдельное направление: был создан наш отдел.

В работе отдела выделено три больших направления: постинтернатнатный патронат выпускников; координация и консультирование служб, занимающихся постинтернатным патронатом в столице; организация и проведение городских мероприятий для всех выпускников.

Сейчас на постинтернатном патронате в нашем центре состоит 24 человека: это те, кто изъявил желание заключить договор.

Он трехсторонний: между выпускником, органами опеки и попечительства и организацией по постинтернатному патронату. В договоре прописываются права и обязанности сторон. Он заключается на год и при необходимости продлевается.

Выпускник может рассчитывать на психологическую, юридическую, педагогическую, социальную и другую помощь.

— Как молодые люди становятся клиентами отдела сопровождения? Они сами стремятся найти помощь или сотрудники Центра «Детство» ищут нуждающихся в ней?

— Когда Центр только начинал заниматься этой работой, мы сами предлагали ребятам свои услуги. Но настал момент, когда мы увидели, что не отдел ищет выпускников для заключения договоров о постинтернатном патронате, а они сами хотят, чтобы рядом были надежные люди.

— Каковы главные проблемы сирот, вышедших в самостоятельную жизнь?

— Психологические трудности: непроработанные травмы, страхи, неумение выстраивать взаимоотношения с социумом (коллегами, соседями и т.д.), извечная проблема — нехватка денежных средств из-за того, что ребята не могут правильно распределять их.

Не всегда получается у них и устроиться на работу или удержаться на ней. Сотрудники службы постинтернатного патроната часто выступают посредниками между выпускником и соседями.

Нередко к решению проблем привлекаются специалисты Московской службы психологической помощи населению, Центра «Моя карьера».

— Как вы работаете с ребятами?

— Наша общая задача — поддержать выпускника, дать ему освоиться в новом мире, научить самостоятельно строить свою жизнь, планировать будущее, развиваться и идти вперед. Каждый выпускник, обратившийся к нам, может рассчитывать на помощь в регистрации по месту жительства, подготовке к заселению в полученную квартиру.

Например, мы рассказываем, как поставить водо- и электросчетчики, помогаем организовать ремонт, получить социальную поддержку, устроиться на работу или учебу, организовать свое свободное время и летний отдых, решать юридические проблемы.

Оказываем мы и психологическую помощь, учим выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми.

Расскажу о самых запомнившихся мне случаях, когда выпускники при поддержке Центра «Детство» смогли решить свои проблемы. Благодаря взаимодействию специалистов с благотворительным фондом «Река детства» выпускнице Анастасии И.

помогли найти профессионального врача, когда у нее возникли проблемы со здоровьем, и подобрать правильную терапию, что значительно облегчило жизнь девушке.

Ей же помогли реализовать право на получение выходного пособия, которое у нее не получалось оформить самостоятельно.

Выпускнику Александру Б., который в этом году готовится к сдаче ЕГЭ и оплачивал дорогостоящие занятия репетиторов, опять-таки посредством взаимодействия с благотворительным фондом найдены репетиторы-волонтеры. Теперь Александр готовится к сдаче экзаменов бесплатно.

Без нашей помощи выпускнице Кристине Ф., у которой двое маленьких детей, пришлось бы совсем трудно. Благодаря специалистам нашего Центра девушка не осталась один на один со своими проблемами, которые, казалось, сыпались на нее как из рога изобилия. Вместе они списали задолженность по оплате коммунальных услуг и электричества, оставшуюся после предыдущих жильцов.

Помогли с покупкой мебели, в том числе кроваток для детей. Научили, как прикрепиться к поликлинике маме и детям, оформить получение детского питания на молочной кухне и записать детей в детский сад. Направили Кристину на обучение в вечернюю школу и параллельно на работу. В настоящее время у нее все хорошо.

Будем надеяться, что благодаря своевременно оказанной помощи мама и дети будут счастливы в своем доме.

— Вы упомянули совместную работу с благотворительным фондом «Река детства». Как развиваются отношения Центра «Детство» с некоммерческими организациями?

— В последнее время мы расширили зону взаимодействия с благотворительными фондами и некоммерческими организациями. Они помогают ребятам обустроиться в новых квартирах: обеспечивают мебелью, бытовой техникой, помогают сделать ремонт. Также благотворительные фонды организуют для них занятия по профориентации и финансовой грамотности, деловые встречи с успешными людьми и т.д.

Благотворительные фонды и некоммерческие организации становятся нашими неизменными партнерами и при проведении мероприятий: предоставляют волонтеров и ведущих, дарят подарки участникам и победителям конкурсов и спортивных соревнований.

С благодарностью отмечу наиболее активных наших партнеров: благотворительный фонд помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации «Река детства» (учредитель Ольга Поздеева), Союз социальных педагогов и социальных работников (вице-президент Денис Давлеткалиев), АНО «Социально-культурный центр «Развитие, творчество, инициатива» (научный руководитель Денис Давлеткалиев), Молодежное региональное общественное движение «Студенты Москвы» (руководитель Давид Арутюнян).

— Вернемся к направлениям работы отдела. Вы сказали, что Центр «Детство» занимается координацией, методическим сопровождением, консультированием специалистов уполномоченных организаций Москвы. Что они собой представляют?

— Это организации, в соответствии с приказом ДТСЗН г. Москвы прошедшие конкурсный отбор и имеющие право заниматься постинтернатным патронатом. У них есть для этого все необходимые ресурсы и условия. Эти организации имеют возможность оказания экстренной помощи выпускникам, включая дистанционную информационно-консультативную помощь.

В настоящее время в городе их 54. Среди них — Центры содействия семейному воспитанию, Центры помощи семье и детям, некоммерческие организации.

Любой выпускник, оказавшись в сложной ситуации, может обратиться в любую из них и получить своевременную профессиональную помощь.

Кроме того, большой выбор уполномоченных организаций позволяет выпускникам заключить договор о постинтернатном патронате именно с тем учреждением, которое ближе не только территориально, но и по духу, которое отвечает всем их запросам.

— Как Центр «Детство» взаимодействует с уполномоченными организациями?

— Центр «Детство» является проводником идей ДТСЗН г. Москвы по данному направлению. Он может выступить третьей стороной в решении наиболее острых вопросов при постинтернатном сопровождении.

В конце прошлого года Центром «Детство» был издан социальный справочник нанимателя жилого помещения из специализированного жилого фонда города Москвы «В добрый путь».

Эта брошюра — путеводитель по самостоятельной жизни. Справочник предназначен как для выпускников, так и для специалистов, которые будут работать с ними.

Он стал действительно хорошим подспорьем в решении многих вопросов, возникающих на пути ребят.

— Какие мероприятия проводите для выпускников?

— Мероприятий у нас много. Фотоконкурс «Москва в моем объективе», конкурс эссе «Мое новогоднее пожелание выпускнику 2019 года», турнир по мини-футболу «Уличный Забивака». В 2018 году был дан старт одному из знаковых мероприятий — конкурсу «Моя Москва — мои возможности», где встречаются успешные выпускники.

Ребята участвуют в них очень активно. Это говорит о том, что они востребованы и актуальны. Общение выпускников в неформальной обстановке позволяет им обмениваться мнениями, опытом, обсуждать и строить перспективы роста и развития, выстраивая отношения по принципу «выпускник — выпускнику», когда успешный молодой человек становится положительным примером для более младших товарищей.

Идеей 2019 года стало проведение спартакиады «Мой спортивный город», в рамках которой уже прошли два этапа: турниры по русским шашкам и настольному теннису. Впереди соревнования по мини-футболу.

Сейчас в турнирной таблице спартакиады сложилась очень интересная ситуация: вторую строчку таблицы делят целых три команды! Интрига развивается, а ее развязку мы сможем наблюдать в сентябре, когда пройдет турнир по мини-футболу.

Пользуясь случаем, приглашаю всех желающих стать зрителями завершения этих спортивных состязаний!

Также осенью пройдет второй конкурс «Моя Москва — мои возможности», где снова будет назван самый успешный и социализированный выпускник года.

— Видите ли вы положительный эффект от работы по сопровождению выпускников?

— Сейчас в обществе не утихают споры о необходимости постинтернатного сопровождения выпускников. Специалисты выражают два полярно противоположных мнения: одни считают эту работу нецелесообразной, другие выступают за ее преобразование и активное развитие.

Забегая вперед, скажу, что по итогам проведенного Уполномоченным при президенте РФ по правам ребенка Анной Кузнецовой анализа системы постинтернатного сопровождения в РФ были сделаны выводы о необходимости ее обновления и развития. Детский обмудсмен разработала дорожную карту, которая представляет собой программу обновления системы постинтернатного патроната.

После доработки документ будет внедрен в практику работы организаций, занимающихся вопросами социальной адаптации выпускников.

От себя добавлю, что постинтернатное сопровождение выпускников просто необходимо. Специалисты, занимающиеся им, — это люди, готовые прийти на помощь ребятам, поддержать и сообща найти решение, причем нередко в любое время суток.

Я всегда говорю, что заниматься вопросами сиротства нельзя формально, здесь нет понятия «работа по графику», этим может заниматься только человек с горящей и живой душой, мобильный и инициативный, другой просто не сможет добиться результата.

Наши ребята благодаря специалистам постинтернатного патроната научились самостоятельно решать самые разные вопросы, с которыми можно столкнуться в жизни. У них есть готовый алгоритм действий в той или иной ситуации. Они смогут применить его и тогда, когда рядом не будет опоры в лице наших специалистов. Я за них спокойна.

Беседовала Анна Голованова

Источник: https://dszn.ru/press-center/news/1871

Детский дом №2 приглашает патронатных воспитателей | Милосердие.ru

Патронат над ребенком из детского дома

Ирина Чугреева, педагог-психолог
Уполномоченной службы по патронатному воспитанию Детского дома № 2

Oдна из форм семейного воспитания – патронат В настоящее время в России проблема социального сиротства приобрела национальный масштаб и представляет реальную угрозу национальной безопасности.

За последние сто лет мы переживаем уже третью волну сиротства. Для сравнения: после Второй мировой войны в 1945 году во всём Советском Союзе было 678 000 детей-сирот, но нынешнее, возникшее в 90-е годы положение с детьми особенно парадоксально.

Если первые две волны сиротства были обусловлены двумя мировыми войнами и революцией, в которых родители просто погибли, то в наше время из 1 миллиона выявленных безнадзорных и беспризорных детей около 900 000 имеют хотя бы одного живого родителя.

Эти дети — социальные сироты.

В детском доме №2 проживает 60 детей, в возрасте от 3 до 18 лет. На базе детского дома работает патронатная служба по устройству детей в семьи. Перед нами стоит вопрос: Как помочь этим детям найти свое место в жизни? Как помочь создать свои семьи и не повторить ошибок своих родителей?

Дети-сироты, какие они?— Их часто предавали, поэтому они не верят взрослым, но они мечтают о счастье.— Они живут в “стае”, поэтому часто зависимы от нее и не могут быть самостоятельными, но каждый из них ищет свое гнездо.

— Они живут в своих обидах и страхах, поэтому становятся беззащитными, и им нужна поддержка.— Они не знают, как защитить себя, поэтому агрессивны к внешнему миру, но им нужны ласковые руки матери.— Они изолированы от нас, поэтому у них есть трудности в общении, но они ищут понимания.

— Они мало знают о жизни, поэтому неспособны к сознательному выбору своей судьбы, и они ждут мудрого совета.

— Они не знают, на что способны, поэтому неуверенны в себе, в своем будущем, но среди них много талантливых детей.

Перед нами стоит задача: развивать семейные формы воспитания детей, лишившихся родительского попечения. Ведь воспитание в семье это самый простой и естественный способ адаптации ребенка к взрослой жизни.
Мы знаем, что есть усыновление, опека, а последнее время развивается такая форма как патронатное воспитание.

Что такое патронатное воспитание?
Принцип патронатного воспитания: у каждого ребёнка должно быть право на свой дом и своих родителей.

Что же это такое? Всё очень просто: патронатное воспитание – это новая форма устройства в семью ребёнка, нуждающегося в государственной защите, где патронатным воспитателем может стать практически любой человек, желающий помочь ребёнку.

Патронатная семья по-другому — замещающая семья, которая предоставляет сиротам возможность познакомиться с укладом семейной жизни, получить незаменимый опыт общения и взаимодействия между членами семьи, установить доверительные отношения с взрослыми, которые могут о них заботиться.

Патронат – это не усыновление и не опека. Это особая форма воспитания детей, где всё направленно на помощь в интеграции ребёнка в общество, где с одной стороны патронатный воспитатель (любой из нас), а с другой стороны ребёнок-сирота и детский дом.

В патронатной семье опекуном ребёнка остаётся детский дом, а один из родителей наделяется статусом патронатного воспитателя, являясь сотрудником сиротского учреждения на время устройства ребёнка в свою семью, и разделяет ответственность за воспитание ребёнка с опекуном, т.е с детским домом.

Патронатный воспитатель – это взрослый, который предоставляет воспитаннику детского дома возможность жить в своей семье. Он обеспечивает ребёнку безопасное и благоприятное окружение, удовлетворяет его базовые потребности во время пребывания в семье, обучает бытовым, социальным навыкам и самообслуживанию, создаёт у ребёнка представление о жизни в семье.

Чему ребенок учится в патронатной семье? Дети имеют в семье возможность познакомиться с основами семейной жизни, ведением домашнего хозяйства, планированием бюджета.

Ребенок наблюдает за взаимоотношениями между членами семьи, получает необходимую информационную и эмоциональную поддержку, получает возможность понять, что у каждого члена семьи есть не только права, но и обязанности.

Многообразие отношений между членами семьи, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребёнка, — всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности ребёнка.

В семье ребёнок учится принимать жизнь реально и адаптироваться в ней. Здесь его учат самому простому: готовить пищу, стирать, и самому сложному: уметь ставить цели, достигать их и верить в себя.

Они нашли семью

В ходе работы патронатной службы детского дома №2 было создано 8 патронатных семей. Пятеро детей постоянно проживают в семьях патронатных воспитателей, трое посещают патронатные семьи в выходные, каникулярные и праздничные дни. Из восьми ребят, шестеро проживают в семьях более года.

1. Во время проживания ребёнка в семье патронатного воспитателя частота хронических рецидивов, а также простудных заболеваний уменьшается. Боря Е. 5 лет находился в детском доме с диагнозами: «аденоидные вегетации», снижение слуха, грубое нарушение фонетико-фонематической стороны речи.

Во время нахождения в патронатной семье была проведена операция по удалению аденоидов. Патронатным воспитателем был проведён необходимый восстановительный курс. В результате состояние слуха у ребёнка улучшилось, чище стало произношение.

Патронатные воспитатели прилагают большие усилия по оздоровлению детей: проходят различные курсы лечения, соблюдают чёткий режим, приобщают к спортивным играм, обучают катанию на коньках, хождению на лыжах.
2. У детей, находящихся в семьях патронатных воспитателей на постоянной основе к концу первого года пребывания отмечается снижение тревожности и агрессивности, дети спокойнее спят (не вскакивают и не вскрикивают), меняется характер рисунков (вместо злых персонажей рисуют добрых).

Серёжа Г. 5 лет часто болел ОРЗ, страдал энурезом, наблюдались ночные кошмары. Провёл в патронатной семье год. Прошёл курс лечения у гомеопата. За этот период ночные кошмары прекратились, сократилась частота заболеваний ОРЗ, вылечен энурез.

3. Дети, попадая в семью, становятся более восприимчивыми к себе и к окружающему миру, формируется способность к внутреннему самоотчёту и рефлексии, появляется своя точка зрения и вырабатываются навыки и умения отстаивания своих взглядов. 4.Обстановка семьи обеспечивает формирование игровых навыков, норм поведения, навыков самообслуживания, сглаживает школьную дезадаптацию. Даёт возможность более быстрого и лёгкого, по сравнению с детским домом, освоения навыков приготовления пищи, личной гигиены, навыков уборки квартиры, стирки и ухода за вещами, т.е. бытовых навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни. Патронатными воспитателями для детей в семье создаются условия стабильности и защищённости, которые формируют у ребёнка чувство привязанности к взрослому и другим членам семьи. Дети чувствуют заботу и неравнодушное отношение к себе. В результате патронатный воспитатель становится для ребёнка значимым человеком.

5. У детей оказавшихся после детского учреждения в семье патронатного воспитателя интеллектуальное развитие улучшается. Это связано с тем, что взрослый, с помощью специалистов Уполномоченной службы, начинает проводить специальные, коррекционно — развивающие занятия, направленные на развитие памяти, внимания, воображения, мелкой моторики руки, а также мышления.

Патронатные воспитатели стимулируют мотивацию детей к учёбе (с помощью рассказов, на собственном примере, в виде реальной помощи в выполнении домашнего задания), повышают интерес к окружающему миру, способствуют видению цели в жизни. Света П. 5 лет прожила в патронатной семье год.

За это время с девочки был снят диагноз ЗПР, в настоящее время посещает логопедический детский сад.

Итак, в решении многих поставленных задач имеется позитивный результат, о чём свидетельствуют перемены, которые произошли с ребятами за время проживания в патронатных семьях.

Ребята стали более открытыми и доверчивыми, а также более эмоционально уравновешенными, научились справляться со вспышками раздражительности и обидчивости, обсуждают свои проблемы со взрослыми. Конечно, разные воспитанники имеют разную степень прогресса.

Развитие ребёнка в домашних условиях является наилучшим, о чём свидетельствует продолжение отношений между патронатным воспитателем и детьми, достигшим восемнадцатилетнего возраста и вступившим в самостоятельную жизнь. Патронатный воспитатель стал для них старшим другом и наставником. Лена Ш. 19 лет и Миша Ж.

19 лет продолжают поддерживать доверительные, теплые отношения с патронатными воспитателями, обращаются к ним за советом и поддержкой.

Таким образом, такая форма семейного воспитания как патронатное воспитание предполагает осуществление работы по профилактике социального сиротства, которая обеспечивает право ребенка жить и воспитываться в замещающей семье, создаёт у ребенка позитивную картину будущего, основанную на доверии к воспитателю и на уверенности постоянства отношений с ним. Эта модель позволяет положительно решать вопрос об устройстве детей-сирот в семью.
Каждый ребёнок, независимо от возраста нуждается в том, кого он может назвать «мама», «папа» и «мой дом».

Если ВЫ верите, что способны изменить жизнь хотя бы одного ребенка, взяв его в семью, стать ему верным другом и подарить детство, то обращайтесь к нам!

Для выполнения стоящих перед патронатным воспитателем задач ему необходимо пройти курс подготовки, который проводит Уполномоченная служба по патронатному воспитанию детского дома. Задачей данного курса является повышение психолого-педагогического уровня кандидата в патронатные воспитатели, обучение выстраиванию отношений, развитие навыков работы с ребенком-сиротой.
МЫ ЖДЕМ ВАС!!!

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ ДОМ №2 (VII вида) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Директор: Хрыкина Надежда МихайловнаРайон Ново-Переделкино, г. МоскваУл. Шолохова, д.6, корп.3Телефон: 732-56-12, 732-70-00Факс: 732-66-50

E-mail: korrdetdom2@mtu-net.ru

Присоединяйтесь к нам

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/detskij-dom-2-priglashaet-patronatnyh-vospitatelej/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.