Передача земельного участка в федеральную собственность

Содержание

Федеральная собственность на землю

Передача земельного участка в федеральную собственность

Все земельные наделы в Российской Федерации находятся либо в частной собственности физических или юридических лиц, либо в собственности государства.

Государственные земли разделяются на федеральные, региональные и муниципальные (городские) в рамках особой процедуры, называемой разграничением государственной земельной собственности.

Понятие федеральной собственности

Отличительной особенностью федеральных земель является то, что они находятся в распоряжении федеральных властей и могут регулироваться только законами федерации и постановлениями правительства РФ.

Региональные или муниципальные власти не могут распоряжаться федеральными землями до их разграничения в собственность субъектов или городов РФ.

Согласно п. 1 ст. 16 ЗК РФ, участки земли, находящиеся в федеральном владении, не могут находиться:

  • В муниципальной собственности;
  • В собственности коммерческих организаций и иных юридических лиц;
  • В собственности граждан – физических лиц.

Федеральная собственность на земельные участки образуется в результате обозначения её границ (разграничения) на кадастровой карте государственных земель в соответствии с постановлениями правительства.

Законодательство

Правовое регулирование федеральных земельных владений осуществляется в рамках:

  • Земельного кодекса (ЗК РФ);
  • Закона № 137 «О введении в действие ЗК РФ»;
  • Лесного кодекса;
  • Иных федеральных законов и постановлений правительства.

Основания для возникновения

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ, возникновение федеральной собственности на земельные участки происходит в результате:

  • Принятия соответствующих законов;
  • Разграничения государственных земельных владений;
  • Приобретения земель правительством РФ.

В частности, пункт 1 ст. 8 Лесного кодекса относит все земли лесного фонда к федеральной собственности, как и ст. 29 закона № 57 «О государственной охране» относит участки, на которых расположены соответствующие службы, к федеральным землям.

Разграничение подразумевает выделение земель в категорию федеральных владений из неразграниченных государственных наделов или из наделов субъектов федерации путём их передачи под федеральную юрисдикцию.

Земли могут также приобретаться в федеральную собственность:

  • У частных лиц;
  • У муниципальных образований;
  • У других государств.

Приобретённые земли из состава федеральной собственности могут находиться и вне государственной границы, например, резиденции послов РФ в зарубежных странах расположены на федеральных владениях РФ.

Земли федеральной собственности

Согласно пункту 1 ст. 3.1 ФЗ № 137, к федеральной собственности относятся следующие территории:

  • Наделы, расположенные под жилыми и нежилыми постройками, являющимися собственностью РФ;
  • Земли органов власти и их представительств;
  • Земли казённых и унитарных предприятий;
  • Земли, находящиеся в пользовании Академии наук и сопряженных с ней учреждений;
  • Дороги и проезды, относящиеся к госкомпании Росавтодороги;
  • Земли лесного и водного фондов;
  • Земли заповедников;
  • Земли обороны;
  • Закрытые города;
  • Земли резерва.

Земли унитарных предприятий, находящихся в ведении муниципалитетов, не являются федеральными территориями, также отдельные заповедники могут находиться в составе земель субъектов федерации.

Определить, относится ли земельный надел к федеральной собственности, можно на сайте Росреестра по кадастровому номеру.

Процедура разграничения федеральной собственности на землю

Федеральная земельная собственность образуется в результате разграничения государственных неразделённых земель в следующем порядке:

  • Формируется проект закона о разграничении государственной собственности в федеральную;
  • Отдельным постановлением инициируется проведение кадастровых работ;
  • Закрепляются границы государственного участка и присваивается уникальный кадастровый номер;
  • Принимается закон, определяющий принадлежность образованного участка к федеральным владениям.

В законе указывается категория земли образованного участка федеральных земель, целевое назначение и нормы эксплуатации и предоставления. Для изменения границ уже существующих федеральных земель могут приниматься поправки к действующим законам (Лесному, Водному кодексу), а также границы их применимости.

Кадастровые работы при определении границ федеральных земель, выделяемых из государственной собственности, осуществляются в соответствии с предварительным проектом, который утверждается правительством РФ.

На практике это выглядит следующим образом:

  • Правительство решает образовать заповедник в составе федеральной собственности;
  • Сотрудники министерства земельных ресурсов составляют схему будущего участка;
  • Схема согласовывается, утверждается и направляется в кадастровую службу для выполнения геодезических работ на местности;
  • Выполненный кадастровыми инженерами межевой план будущего участка, изготовленный согласно схеме, направляется в министерство земельных ресурсов;
  • Межевой план согласовывается и утверждается в министерстве. При необходимости проводятся работы по уточнению.

Вид межевых работ, проводимых при разграничении участка из государственной собственности в федеральную, зависит от наличия первичных границ и масштабов их изменений.

Если участок был образован ранее и меняется только его категория и/или принадлежность, то проводятся только работы по уточнению границ, а первичные межевые работы по образованию границ (с присвоением кадастрового номера) осуществляются, если участок формируется впервые.

Федеральные земли, в свою очередь, могут быть переданы в собственность субъектов федерации или муниципальных властей.

Процедура передачи земель из федеральной собственности в муниципальную

Передача федеральных земель муниципалитетам осуществляется в следующих случаях:

  • При наличии на федеральных участках строений, относящихся к муниципальной собственности;
  • В целях выполнения региональных и местных программ по предоставлению участков земли нуждающимся лицам;
  • В целях реализации плана застройки и/или развития территории.

Процедура передачи земель в ведение муниципалитета осуществляется следующим образом:

  • Подача заявления о передаче в федеральные органы исполнительной власти;
  • Рассмотрение заявления в течение 30 дней;
  • Принятие решения о передаче участка или об отказе в передаче;
  • Принятие решения о проведении кадастровых работ по образованию границ передаваемого участка (при отсутствии кадастрового номера или при первичном разграничении);
  • Согласование процедуры передачи;
  • Регистрация муниципального права собственности в органах Росимущества.

При необходимости проведения межевых работ по образованию границ участка

Решение о проведении таких работ (шаг 4) принимается одновременно с решением о предоставлении участка муниципалитету (шаг 3), согласно п. 9 ст. 39.31 ЗК РФ.

Заявление должно подаваться главой муниципалитета или его заместителем, согласно п. 1 ст. 39.31 ЗК РФ.

В заявлении должны быть указаны сведения:

  • О целях передачи земель;
  • О кадастровом номере участка;
  • О муниципальном образовании.

В случае отказа главе муниципального образования должны быть предоставлены причины в письменном виде. Отказ может быть получен, согласно п. 7 ст. 39.31 ЗК РФ, в следующих случаях:

Если обозначенный в заявлении надел не подлежит передаче;

  • В заявлении отсутствует кадастровый номер участка вкупе с отсутствием схемы его расположения;
  • Участок уже разграничен в иной вид государственной собственности;
  • Предоставленная схема не соответствует требованиям ведомства.

Кадастровый номер отсутствует, когда участок не образован, в этом случае следует обязательно приложить схему, на основании которой будут проводиться кадастровые работы по определению границ.

Особенности передачи

Федеральные земельные участки передаются муниципалитетам исключительно на принципах безвозмездности и с учётом целевых программ регионального и общероссийского уровня.

Если был получен отказ по причине невозможности передать данный участок, то такой отказ правомерен (п. 2 ст. 39.30 ЗК РФ) только при указании в заявлении участка, находящегося в составе:

  • Земель органов власти и государственных учреждений;
  • Земель федеральных казённых предприятий;
  • Земель государственных некоммерческих структур при наличии зданий, принадлежащих таким структурам;
  • Особо охраняемых земель и земель лесов;
  • Земель особых экономических зон;
  • Земель, занятых стратегически важными объектами;
  • Переданным субъектам РФ земель;
  • Зарезервированных государством земель.

Согласно п. 10 ст. 39.31 ЗК РФ, решение федерального ведомства о передаче земельного надела в собственность муниципалитета является законным основанием для финансирования кадастровых работ по определению границ:

  • Из бюджета муниципалитета;
  • Из регионального бюджета.

Выбор источника финансирования определяется законодательством субъекта, если не указан напрямую в тексте решения о передаче.

Итак, федеральная собственность на землю регулируется федеральными законами и постановлениями правительства РФ.

Федеральные земельные владения образовываются путём разграничения не размежёванных государственных земель, и могут в свою очередь передаваться в собственность региональных властей ил муниципалитетов. Передача земель из федеральной собственности осуществляется исключительно на уровне ведомств правительства РФ.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/federalnaya-sobstvennost.html

Минфин России Письмо от 24 июля 2019 г. N 02-06-10/55246

Передача земельного участка в федеральную собственность

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо от 24.06.2019 по вопросу отражения в бюджетном учете операций по передаче земельного участка из муниципальной собственности в федеральную собственность и сообщает.

В соответствии с пунктом 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации наряду с правом собственности выделяются вещные права лиц, не являющихся собственниками, в том числе право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, при этом права владения, пользования и распоряжения своим имуществом принадлежат исключительно собственнику, который по своему усмотрению вправе, оставаясь собственником, передавать другим лицам принадлежащие ему права (статья 209 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Право предоставления государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование установлено подпунктом 2 пункта 2 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации.

При этом предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование осуществляется на основании решения уполномоченного органа (пункт 1 статьи 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации).

Отражение в бюджетном учете операций по передаче (изъятию) указанных земельных участков осуществляется в соответствии с положениями Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее — Инструкция N 157н), и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 N 162н (далее — N 162н).

Пунктом 144 Инструкции N 157н для учета объектов непроизведенных активов (земельных участков), составляющих государственную (муниципальную) казну Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, предусмотрен счет 010855000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

Согласно пункту 71 Инструкции N 157н земельные участки, используемые учреждениями на праве постоянного (бессрочного) пользования (в том числе расположенные под объектами недвижимости), вовлекаемые уполномоченными органами власти (органами местного самоуправления) в хозяйственный оборот, учитываются на соответствующем счете аналитического учета счета 010300000 «Непроизведенные активы» на основании документа (свидетельства), подтверждающего право пользования земельным участком, по их кадастровой стоимости.

Передача земельных участков, находящихся в составе государственной (муниципальной) казны, в постоянное (бессрочное) пользование отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120250 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам», 040120280 «Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера организациям» и кредиту счета 010855430 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов, составляющих казну» с одновременным отражением на забалансовом счете 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» (пункт 38 Инструкции N 162н).

Операции, связанные с получением земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, в бюджетном учете учреждения отражается по дебету счета 010311330 «Увеличение стоимости земли — недвижимого имущества учреждения» и кредиту счета 040110195 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» (пункт 16 Инструкции N 162н).

Примечание.В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ, а не пункт 11 статьи 54.

Пунктом 11 статьи 54 Федерального закона от 22.08.

2004 N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 122-ФЗ) определено, в каких случаях имущество может находиться в федеральной собственности, а также установлен порядок передачи такого имущества.

В соответствии с указанным порядком находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность.

Решение о передаче имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации (далее — Решение) на основании предложения органа местного самоуправления о передаче имущества.

Решением утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьей 300 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Указанные Решения являются основаниями возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.

Передача имущества осуществляется в соответствии с передаточным актом.

В то же время передача имущества, закрепленного за государственными или муниципальными учреждениями, может быть осуществлена исключительно с согласия указанных учреждений. В этом случае от передающей стороны передаточный акт визируется уполномоченным лицом учреждения.

В случае если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предоставленным федеральному учреждению из казны муниципального образования, не прекращается при передаче указанного земельного участка из муниципальной собственности в федеральную собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (Законом N 122-ФЗ), операции по передаче земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, в федеральную собственность необходимо отразить, по мнению Департамента, бухгалтерскими записями по забалансовым счетам 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование» (далее — забалансовый счет 26) (передающая сторона — уменьшение забалансового счета 26, принимающая сторона — увеличение забалансового счета 26).

Передача земельного участка осуществляется на основании Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (далее — Акт (ф. 0504101)) без отражения на балансовых счетах 010855000 «Непроизведенные активы, составляющие казну».

В случае если право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком федерального учреждения, предоставленное по решению органа местного самоуправления, в результате передачи земельного участка в федеральную собственность подлежит прекращению в соответствии с законодательством Российской Федерации (Законом N 122-ФЗ), операции по передаче такого земельного участка отражаются по дебету счета 010855330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов, составляющих казну» и кредиту счета 040110195 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» с одновременным уменьшением по забалансовому счету 26 «Имущество, переданное в безвозмездное пользование».

Передача земельного участка из казны муниципального образования в казну Российской Федерации, предусмотренная Законом N 122-ФЗ, осуществляется на основании Акта (ф. 0504101), Извещения (ф. 0504805).

В бюджетном учете указанные операции отражаются следующими корреспонденциями:

в казне муниципального образования — дебет счета 140120251 «Расходы на безвозмездные перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» и кредит счета 110855430 «Уменьшение стоимости непроизведенных активов, составляющих казну»;

в казне Российской Федерации — дебет счета Дт 110855330 «Увеличение стоимости непроизведенных активов, составляющих казну» и кредит счета 140110195 «Доходы от безвозмездных неденежных поступлений капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора».

Информация по указанной передаче земельного участка подлежит отражению в Справке по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).

Дальнейшее закрепление земельного участка за федеральным учреждением в постоянное (бессрочное) пользование в бюджетном учете отражается в соответствии с положениями Инструкций N 157н и N 162н.

Заместитель директора Департамента

бюджетной методологии

и финансовой отчетности

в государственном секторе

С.В.СИВЕЦ

24.07.2019

Источник: http://b-uchet.ru/ndoc/385385/

Федеральная собственность на землю в 2019 году: права, объекты, порядок передачи земель в федеральную собственность, использование | Земельный эксперт

Передача земельного участка в федеральную собственность

Федеральная собственность на землю – это государственные территории, разграниченные и указанные в соответствующих нормативных правовых актах. В федеральную собственность не может быть отнесена какая-либо отдельная категория земель.

На данный момент земельным законодательством предусмотрены следующие земли федеральной собственности:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Перечисленные федеральные законы, регламентирующие категорию земель, относящихся к собственности Российской Федерации не являются единственными нормативными актами в этой сфере. Отдельный правовой статус иных территорий, например, земель промышленности, регулируется постановлениями правительства и указами президента РФ.

Порядок установления федеральной собственности

Порядок использования, установления и отъема земель в федеральную собственность принимается Правительством России согласно основному закону – ЗК РФ и иным нормативам, принятым на его основании.

Перевод территорий из одной категории в другую осуществляется путем разграничения участков. Это действие производится через установку или отмену соответствующих границ. При этом земли различных категорий не должны пересекаться и быть наложенными друг на друга.

Данная процедура регламентирована Градостроительным кодексом РФ.

Согласно нормативу, для передачи земель в другую категорию путем разграничения, заинтересованное лицо направляет заявление в уполномоченный орган, который в течение 5 суток принимает решение о дате и месте проведения публичных слушаний по данному вопросу. На основании собрания выносится соответствующее решение и утверждается законодательный акт.

Для федеральной собственности слушания проводятся парламентом или его уполномоченным органом по региону на основании права совместного распоряжения и передачи ему отдельных полномочий.

Пример по федеральной собственности на землю

Гражданин Полынкин Н.Г. решил приобрести земельный участок для строительства жилищного комплекса. Для этой цели он посетил региональный муниципалитет и составил соответствующее заявление. На основании заявления был получен ответ с предложением поучаствовать в аукционе, предоставляющем право аренды земель, находящихся в федеральном ведении.

Возможность проведения такого аукциона оговорена ФЗ № 161 «О содействии развитию жилищного строительства» от 24.07.08 года Согласно данному закону, процедура осуществляется государственным жилищным фондом, в частности, для строительства недвижимости экономкласса.

Поучаствовав в аукционе, гражданин Полынкин приобрел несколько сотен квадратных метров для постройки жилищного комплекса.

На основании выигранного тендера муниципальный орган отправил заявление в федеральное отделение Росимущества с предложением предоставить указанному гражданину земельный надел.

В течение тридцати дней был получен официальный ответ, предоставляющий право Полынкину начать подготовительные процедуры для строительства объекта недвижимости.

Заключение

Федеральная земельная собственность – это территории России, не обремененные правами иных физических и юридических лиц. Перечень таких местностей утвержден ЗК РФ, а также иными законами, постановлениями и указами, принятыми на его основе. Перечень основных земель федеральной собственности:

  1. Территории, на которых расположены внутренние войска МВД РФ.
  2. Земли обороны. Военно-стратегические объекты.
  3. Лесной фонд России.
  4. Земли промышленности стратегического и федерального значения.
  5. Водный фонд РФ.
  6. Государственные природные заповедники и национальные парки.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него о федеральной собственности на землю

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Николай Витальевич. Я директор региональной компании по лесозаготовке и деревообработке. Как я могу получить от государства участок леса, находящийся в федеральном ведении?

Ответ: Добрый день, Николай Витальевич. Согласно регламенту о регулировании лесных отношений вашего региона необходимо оформить договор купли-продажи лесных насаждений в местном муниципалитете с указанием целей вырубки. При этом необходимо заранее выбрать необходимую территорию.

Обращаем ваше внимание на то, что данный договор заключается только по итогам аукциона. Если документ будет оформлен, вы можете начинать свою деятельность на указанной территории. После окончания работ необходимо избавиться от производственных отходов с территории вырубленной делянки.

Если это не будет выполнено, на Вас может быть назначен штраф Росприроднадзором, а также запрет на дальнейшую аналогичную деятельность.

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/sobstvennost-na-zemlyu/federalnaya-sobstvennost-na-zemlyu/

Документы и процедура оформления земли в собственность

Передача земельного участка в федеральную собственность

Если вы хотите использовать свой земельный участок наиболее полно, а также распоряжаться им, вам следует оформить право собственности на него.

Именно участок, который зарегистрирован надлежащим образом, можно отчуждать без дальнейших трудностей. Если информация об участке не находится в расположении государственных органов, то такие участки являются лишь фактической собственностью граждан, ее можно оспорить.

Следовательно, для любого владельца земельного участка вопрос об оформлении права собственности на него является довольно актуальным. Данная процедура имеет ряд особенностей.

Способы оформления земельного участка

Каждый земельный участок принадлежит тому или иному собственнику. Если у земли отсутствует частный собственник, ее собственником является государство. В большинстве случаев гражданин приобретает участок в аренду после заключения соответствующего договора с органами местного самоуправления. При этом гражданин имеет возможность выкупить такой участок.

Для оформления участка в собственность существует ряд путей:

  • Бесплатное оформление участка для льготных категорий граждан. Например, это инвалиды и участники ВОВ, многодетные семьи и молодые специалисты в области сельского хозяйства. Им предоставляются бесплатно участки под ИЖС и под ЛПХ. К данной категории относятся и лица, которые получили участки в рамках «дачной амнистии»;
  • Выкупить участок, находящийся в муниципальной собственности, если вы являетесь его арендатором. Осуществить это можно, если:
  • Вами на предназначенном для садоводства и огородничества участке возведены подсобные постройки (например, гараж, баня и т. д.). При этом необходимо, чтобы право собственности на них было также зарегистрировано;
  • Вами на участке под ИЖС или ЛПХ, находящемся в аренде, был построен жилой дом. При этом необходимо, чтобы он был введен в эксплуатацию, а право собственности на него было зарегистрировано;
  • Вы являетесь членом садоводческого товарищества или кооператива. В такой ситуации до конца 2020 года для вас процесс оформления права собственности будет осуществлен в упрощенном порядке;
  • Приобрести посредством заключения сделки;
  • Приобрести в порядке наследования;
  • Приобрести посредством торгов или аукциона;
  • Через суд. Данный способ применяется в основном по истечении срока арендного договора.

Процедура оформления участка

Шаг первый. Уточнение и фиксация границ

Чтобы определить границы участка, следует вызвать соответствующего специалиста, прошедшего аккредитацию. Межевальные работы и составление документации осуществляет кадастровый инженер.

Им будут выставлены соответствующие метки в соответствии с координатами. Данная услуга является платной, существует ряд факторов, влияющих на ее стоимость.

Важную роль играет площадь участка, его расположение и срочность самой процедуры.

Следует отметить, что обязанность по оплате межевания возлагается в полном объеме на заявителя.

Перед этим заключите договор оказания услуг, указав в нем стоимость и срок осуществления межевания. После этого кадастровый инженер посетит ваш участок, определит его площадь и установит его границы. На основании данных сведений будет составлен межевой план, который вы получите как в электронном, так и в бумажном виде.

Шаг второй. Обращение для постановки на кадастровый учет и оформления в собственность

По окончании межевальных работ и после получения межевого плана обратитесь в Росреестр, подготовив все необходимые документы. Именно данный орган обладает компетенцией по ведению реестра прав на недвижимое имущество.

Сотрудники Росреестра должны принять представленные вами документы, предоставить соответствующую расписку об их получении и согласовать с вами дату выдачи документа, подтверждающего ваше право собственности.

Для этого просто заполните заявление в соответствии с установленным образцом.

Вы можете осуществить подачу документов лично, через портал Росреестра или же через многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг.

Следует отметить, что за государственную регистрацию необходимо платить государственную пошлину.

Шаг третий. Получение документа, подтверждающего ваше право собственности

Документом, подтверждающим постановку земельного участка на кадастровый учет и ваше право собственности, является выписка из ЕГРН. Она содержит исчерпывающую информацию об участке, а также указание собственника.

Если вы выкупаете участок, который был арендован у местной администрации, в обязательном порядке получите постановление главы администрации, в соответствии с которыми участок отчуждается.

Обратитесь в администрацию, изъявив в заявлении свое желание выкупить участок по предъявляемой цене.

Если решение будет положительным, вы сможете оформить с представителями муниципалитета соответствующий договор купли-продажи, а впоследствии на его основании осуществить регистрацию право собственности в органах Росреестра.

Если вы являетесь арендатором участка под ИЖС и возвели на нем дом, а затем зарегистрировали на такой дом право собственности, вы обладаете правом выкупа участка в упрощенном порядке. Просто подпишите договор купли-продажи и заплатите определенную в нем сумму.

Стандартный срок, по истечении которого документ, подтверждающий право собственности, будет готов, составляет десять дней.

Документы для оформления земли

Для разных способов оформления права собственности на участок требуются различные документы. Например, вы можете получить участок посредством наследования, в соответствии с договором аренды или в ходе сделки по приобретению.

Существует ряд документов, которые являются обязательными во всех случаях:

  • заявление в установленной форме, содержащее вашу подпись (или же вашего представителя);
  • документ, удостоверяющий вашу личность (оригинал и копия);
  • доверенность, которая заверена у нотариуса, на основании которой от вашего имени выступает ваш представитель;
  • документ, подтверждающий ваше право на землю (например, договор купли-продажи, договор аренды и др.);
  • кадастровый план земельного участка;
  • квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.

Если вы приобрели участок посредством купли-продажи или по договору дарения, также представьте следующие документы:

  • договор, подтверждающий действительность сделки, заверенный у нотариуса, если это требуется;
  • документ, удостоверяющий личность продавца, и документ, устанавливающий его право на землю.

Если вы получили участок по наследству, не забывайте, что в течение шести месяцев с момента открытия наследства существует вероятность объявления иных наследников.

Затем вы имеете право обратиться в Росреестр, представив следующие документы:

  • свидетельство, полученное у нотариуса, подтверждающее, что вы являетесь наследником участка;
  • свидетельство о смерти лица, которое являлось собственником участка;
  • документы, подтверждающие отсутствие построек на участке;
  • справка, содержащая рыночную стоимость участка;
  • справка, содержащая информацию о месте, где зарегистрирован наследодатель;
  • выписка из ЕГРН;
  • если земля находится в садовом некоммерческом товариществе, то представьте также его устав.

Если вы обладаете землей в соответствии с договором бессрочного пользования или договором аренды, представьте также ряд следующих документов:

  • разрешение соответствующего комитета местной администрации, выданное в соответствии с вашим личным заявлением;
  • акт приема-передачи;
  • геодезический, генеральный, межевой план и план из БТИ.

Если участок был приватизирован, направьте заявление в соответствующий орган, который владеет землей, представив выписку из кадастра. При этом все строения, которые расположены на участке, должны быть предварительно оформлены в собственность. В результате участок будет предоставлен вам безвозмездно, продан вам или же в предоставлении участка вам будет отказано.

Если земельный участок передается безвозмездно, то оформляется письменное решение, а если продается, то оформляется договор купли-продажи. Оформление права собственности в последнем случае допустимо лишь после того, как вся сумма выкупа будет уплачена.

В такой ситуации направьте в Росреестр решение о безвозмездной передаче участка или соответствующий договор, чтобы осуществить оформление права собственности на участок.

Следует отметить, что расположение на участке жилого дома, право собственности, на который зарегистрировано, дает право его собственнику оформить сам участок в упрощенном порядке. Когда сборы необходимых документов будут закончены, сотрудники Росреестра примут их и обозначат дату, когда вами будет получен, подтверждающий ваше право собственности.

Как оформить участок  без документов

Оформить участок земли в собственность становится довольно затруднительно, если вы утратили документы, закрепляющие ваши права на него.

В таком случае существует несколько решений:

  • Найдите продавца, у которого вы купили данный земельный участок. Заключите с ним договор купли-продажи вновь, а затем зарегистрируйте переход права собственности в органах Росреестра;
  • Обратитесь в суд, чтобы доказать, что вы являетесь собственником участка. Для вынесения судом положительного решения подтвердите, что вы исправно платите налог на землю, имеете членскую книжку, за вами закреплен участок. В качестве доказательств вы можете использовать свидетельские показания. После вынесения судом решение о признании права собственности вы сможете на данном основании осуществить регистрацию в Росреестре;
  • Если участок выделен для определенного круга лиц, в первую очередь приватизируйте землю, а затем выделите соответствующие доли для каждого лица и осуществите межевальные работы. Затем одновременно поставьте участок на кадастровый учет и зарегистрируйте право собственности на него.

Следует отметить, что данные способы на практике являются довольно сложным, однако во многих случаях по-другому оформить право собственности на участок возможным не представляется.

Оформление по дачной амнистии

В настоящее время сохраняет свое действие упрощенная процедура регистрации земельных участков, известная под названием «Дачная амнистия». Сведения о праве собственности на такие участки заносятся в ЕГРН без определения их границ. Таким образом, отсутствуют затраты на межевальные работы.

Право на упрощенную процедуру оформления участок возникает у следующих граждан:

  • которым участок был предоставлен для осуществления подсобного или дачного хозяйства, для ведения садоводства или огородничества, строительства подсобных построек и жилого дома;
  • которые имеют все необходимые документы, являющиеся подтверждением их прав как владельцев недвижимости, если эти документы были выданы ранее без установления границ;
  • которые желают осуществить переоформление права бессрочного пользования на право владения участком.

Если вы оформляете участок в упрощенном порядке, то формирование кадастрового плана обязательным не является.

Например, мы можете оформить право собственности на садовый участок посредством обращения к регистратору с соответствующими документами и заявлением. При этом необходимо уплатить государственную пошлину.

Стоимость оформления участка

Обязательным предоставление квитанции, подтверждающей оплату государственной пошлины, не является. Обязанность по проверке данной информации возлагается на сотрудника Росреестра. Вы имеете право оплатить государственную пошлину в терминалах Сбербанка, в интернете, на почте.

В случае отсутствия в течение 5 дней после подачи документов информации о внесении денежных средств, право собственности оформлено не будет.

Согласно Информационному письму Минэкономразвития Д23и-2207 за регистрацию дачного участка, участка под ИЖС и равнозначных участков составляет 350 руб.

В соответствии со статьей 333.33 Налогового Кодекса Российской Федерации оформление иных объектов недвижимости стоит 2 000 руб.

Если вы подаете заявление через портал государственных услуг и оплачиваете государственную пошлину в интернете, стоимость будет снижена на 30%. В соответствии с Налоговым Кодексом правом бесплатного оформления земли обладают малоимущие, ветераны ВОВ, а также Герои Российской Федерации и Советского Союза.

Изменения в законодательстве по оформлению прав собственности

В соответствии с Федеральным Законом № 361-ФЗ от 03.07.2016 года внесены изменения в Федеральный Закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Он содержит нормативную базу, регулирующую процесс оформления собственности на земельный участок.

Если вы являетесь владельцем участка под садоводство или огородничество на протяжении большого количества времени, обязательно ознакомьтесь с положениями статьи 39 Федерального закона № 218-ФЗ, чтобы осознать необходимость оформления права собственности на ваш участок, так как оно не было оформлено ранее.

До июля 2016 года в качестве подтверждения права собственности выдавалось соответствующее свидетельство. В настоящее время оно не выдается, следует получить выписку из ЕГРН.

Согласно Федеральному Закону № 178-ФЗ от 21.12.2001 г. «О приватизации государственного и муниципального имущества» договор аренды земельного участка не может препятствовать его выкупу.

Какие земли нельзя оформить в собственность

Граждане не имеют возможности оформить право собственности на земельные участки, находящиеся в ведении государственных структур, которые обеспечивают безопасность государства. Данные земли имеют свое особое стратегическое назначение, следовательно, они ограничены в гражданском обороте.

При это существует вероятность, что гражданин сможет проживать на данном участке в соответствии с договором социального найма. Однако право распоряжения такими участками предоставлено не будет.

Запрещено оформление права собственности на земли, которые необходимы Вооруженным Силам РФ для осуществления военных действий и проведения учений.

Запрещается передача во владение граждан участков, которые обладают значительной ценностью в области культуры или истории. Причиной такого запрета является стоящая перед государством масштабная задача по сохранению культурного и исторического наследия Российской Федерации.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/profemida_ru/dokumenty-i-procedura-oformleniia-zemli-v-sobstvennost-5d99c7eea3f6e400b11d74d0

Статья 39.30 ЗК РФ. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Передача земельного участка в федеральную собственность

1. Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц:

1) в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов;

2) в собственность муниципальных районов, схемы территориального планирования которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на межселенных территориях соответствующих муниципальных районов;

3) в собственность субъектов Российской Федерации, если такие земельные участки в соответствии с утвержденными документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, проектами планировки и межевания территории предназначены для размещения объектов регионального значения;

4) в собственность субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, если такие земельные участки расположены на территориях указанных субъектов Российской Федерации.

2. Не подлежат передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей:

1) земельные участки, предоставленные федеральным органам государственной власти, их территориальным органам, федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества;

2) земельные участки из состава земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, лесного фонда, а также в границах особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации”;

3) земельные участки, зарезервированные для государственных нужд;

4) земельные участки, занятые объектами федерального значения или предназначенные для размещения таких объектов в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории;

5) земельные участки, предназначенные в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории для размещения объектов регионального значения, за исключением случаев, если подано заявление о передаче земельного участка в собственность субъекта Российской Федерации;

6) земельные участки, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации;

7) земельные участки, в отношении которых межведомственным коллегиальным органом, образованным в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства” (далее – Федеральный закон “О содействии развитию жилищного строительства”), принято решение о целесообразности передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях, предусмотренных Федеральным законом “О содействии развитию жилищного строительства”, или о целесообразности совершения единым институтом развития в жилищной сфере юридических и иных действий, в том числе сделок, в отношении земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве агента Российской Федерации в целях, предусмотренных Федеральным законом “О содействии развитию жилищного строительства”;

8) земельные участки, которые на дату поступления заявления о безвозмездной передаче земельного участка включены в перечень земельных участков, подготовленный органом государственной власти субъекта Российской Федерации и поступивший в единый институт развития в жилищной сфере, или в отношении которых в единый институт развития в жилищной сфере поступили ходатайства, предусмотренные статьей 11 Федерального закона “О содействии развитию жилищного строительства”, и (или) единым институтом развития в жилищной сфере осуществляется подготовка предложений в соответствии со статьей 11 Федерального закона “О содействии развитию жилищного строительства”, если в отношении таких земельных участков не приняты решения, предусмотренные пунктом 3 части 1 статьи 12 Федерального закона “О содействии развитию жилищного строительства”;

9) земельные участки, предназначенные для размещения объектов, предусмотренных государственными программами или инвестиционными программами субъектов естественных монополий;

10) земельные участки, в отношении которых действует решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятое федеральным органом исполнительной власти, либо на официальном сайте размещено извещение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

11) земельные участки, предоставленные в аренду Государственной компании “Российские автомобильные дороги”;

12) земельные участки, предоставленные для размещения ограничиваемых в обороте объектов федерального железнодорожного транспорта, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы;

13) земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные федеральным казенным предприятиям, федеральным государственным предприятиям, федеральным государственным учреждениям, созданным Российской Федерацией некоммерческим организациям, за исключением таких земельных участков, в отношении которых установлен факт неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации;

14) земельные участки, включенные в перечни государственного имущества и муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”.

3.

В случае, если в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, установлены иные основания и (или) иной порядок их передачи в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации, передача земельных участков из федеральной собственности в муниципальную собственность или собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом.

См. все связанные документы >>>

Источник: https://RuLaws.ru/Zemelnyy-kodeks/Glava-V.5/Statya-39.30/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.