Перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя

Перерасчет платы за коммунальные услуги — Audit-it.ru

Перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя

С. Н. Козырева

Журнал “Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение” № 9/2017

С 2017 года положения Правил предоставления коммунальных услуг в редакции Постановления Правительства РФ от 26.12.2017 № 1498 в части проведения перерасчета платы за коммунальные услуги в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении изменились.

Теперь перерасчет осуществляется лишь в случае, когда отсутствие в помещении ИПУ обусловлено отсутствием технической возможности установки счетчика.

Рассмотрим новые положения подробнее, а также изучим ситуацию, возникшую на практике у нашего читателя: потребитель требует перерасчета платы за период до вступления поправок в силу.

Новые положения стимулируют к установке ИПУ

Наряду с многочисленными поправками к Правилам предоставления коммунальных услуг, которые дают возможность исполнителю наказывать рублем недобросовестных потребителей, был принципиально изменен принцип перерасчета платы при временном отсутствии потребителя в помещении. Кстати, процедура проведения перерасчета осталась фактически неизменной.

Итак, если ранее перерасчет проводился для всех потребителей, временно отсутствующих в помещении, не оборудованном ИПУ, то теперь перерасчет осуществляется для потребителей, отсутствовавших в помещении, не оборудованном ИПУ в связи с отсутствием технической возможности его установки, подтвержденной в предусмотренном порядке (п.

 86 Правил предоставления коммунальных услуг). Именно поэтому к заявлению потребителя о проведении перерасчета следует прилагать не только документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия, но и акт обследования на предмет установления отсутствия технической возможности установки ИПУ (п. 92 названных правил).

При отсутствии ИПУ и неподтверждении отсутствия технической возможности его установки, а также в случае неисправности ИПУ в жилом помещении (при неустранении потребителем такой неисправности в 30-дневный срок) перерасчет не производится. Исключение – случай отсутствия всех проживающих в жилом помещении лиц в результате действия непреодолимой силы, подтвержденного соответствующими документами (например, выселение граждан из дома в связи с аварийной ситуацией).

Приведенные положения правил фактически стимулируют собственников помещений в МКД к установке ИПУ, если соответствующая техническая возможность имеется.

Ведь в противном случае при расчете платы будет применен повышающий коэффициент, а рассчитывать на уменьшение размера платежа можно только при изменении количества потребителей (снятии с регистрационного учета по месту проживания или временного пребывания).

Действие нового порядка во времени

До 01.01.2017 действовало правило о том, что временное отсутствие в помещении является основанием для перерасчета платы само по себе независимо от причины неустановки в помещении ИПУ.

После вступления в силу нового правила возникает вопрос: как применять его во времени? Обязан ли исполнитель провести перерасчет платы за 2016 год, если заявление подано в 2017 году? Следует ли уменьшать размер платы, если период временного отсутствия в помещении начался в 2016 году, а закончился в 2017 году (при наличии технической возможности установки ИПУ)?

Ответы на все эти вопросы можно найти в ст. 6 ЖК РФ. Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ, являются актом жилищного законодательства (ч. 2 ст. 5 ЖК РФ). В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения их в действие.

В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (ч. 3 ст. 6 ЖК РФ). В пункте 5 Постановления Пленума ВС РФ от 02.07.

2009 № 14 разъяснено: так как отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение. Действительно, правоотношение между потребителем и исполнителем возникло в момент начала предоставления коммунальных услуг.

Поскольку оно является длящимся, положения новой редакции Правил предоставления коммунальных услуг применяются только к правам и обязанностям, возникшим после 01.01.2017.

Иначе говоря, потребитель вправе претендовать на перерасчет платы за коммунальные услуги за период временного отсутствия в жилом помещении, не оборудованном ИПУ (в том числе даже при наличии технической возможности его монтажа), до 31.12.2016 включительно. Перерасчет за период временного отсутствия с 01.01.2017 возможен, только если подтверждено отсутствие технической возможности установки ИПУ.

Таким образом, отмена перерасчета платы за коммунальные услуги при наличии технической возможности установки ИПУ не является причиной отказа в перерасчете платы за период до 31.12.2016, в том числе при подаче соответствующего заявления после 01.01.2017.

О пресекательном 30-дневном сроке

Согласно п.

 91 Правил предоставления коммунальных услуг перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение пяти рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги, поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. В пункте 37 Постановления Пленума ВС РФ от 27.06.2017 № 22 указано: пропуск нанимателем, собственником и иными лицами, проживающими в жилом помещении, по уважительным причинам срока для обращения с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги в связи с временным его отсутствием (например, тяжелая болезнь или другие не зависящие от лица обстоятельства, в силу которых оно было лишено возможности своевременно обратиться с заявлением о перерасчете платы за коммунальные услуги) не является основанием для отказа в удовлетворении требований о перерасчете такой платы.

Обратим внимание, что 30-дневный срок является пресекательным, поскольку определяет период существования права потребителя на перерасчет платы. Не так давно гражданин подал в КС РФ заявление о признании п. 91 Правил предоставления коммунальных услуг в части установления срока не соответствующим федеральному законодательству о сроке исковой давности. Определением от 28.03.

2017 № 587-О в рассмотрении жалобы было отказано, поскольку оспариваемое положение было принято в пределах компетенции Правительства РФ и направлено на обеспечение функционирования коммунальной инфраструктуры жилых домов и тем самым на защиту интересов проживающих в них граждан и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права и свободы заявителя, перечисленные в жалобе.

При получении заявления позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия без указания причин нарушения данного срока исполнителю целесообразно запросить информацию о таких причинах и самостоятельно оценить их уважительность. Дело в том, что, если спор перейдет в стадию судебного разбирательства, потребитель может заявить о данных причинах и суд будет принимать их во внимание на основании разъяснений Пленума ВС РФ.

Примеры судебных решений, в которых пропуск 30-дневного срока стал единственной либо одной из нескольких причин отказа в удовлетворении требований потребителя о проведении перерасчета, следующие: апелляционные определения Самарского областного суда от 31.05.

2017 по делу № 33-6337/2017, Московского городского суда от 22.12.2016 по делу № 33-51391/2016, от 24.11.2014 по делу № 33-46838, Свердловского областного суда от 26.08.2016 по делу № 33-14921/2016, Пермского краевого суда от 06.06.2016 по делу № 33-6106/2016, Алтайского краевого суда от 26.

05.2015 по делу № 33-4699/2015.

Судебные акты по требованиям потребителя произвести перерасчет содержат такую ремарку: «Доводы потребителя не содержат ссылок на обстоятельства, указывающие на пропуск срока по уважительным причинам», что и является причиной отказа в проведении перерасчета (Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 26.02.2014 по делу № 33-2261/2014).

Об исчислении срока в переходный период

Рассмотрим конкретную ситуацию, в которой требуется определить начало течения 30-дневного пресекательного срока. В помещении нет ИПУ, отсутствие технической возможности его установки актом обследования, составленным в законном порядке, не подтверждено.

Отсутствие всех проживающих в помещении лиц в результате действия непреодолимой силы также не задокументировано. Потребитель отсутствовал в жилом помещении с сентября 2016 года и продолжал отсутствовать на момент подачи заявления о перерасчете платы в марте 2017 года.

В заявлении о перерасчете указан период временного отсутствия, за который потребитель и требует перерасчета, – с даты отъезда из жилого помещения по 31.12.2016.

Возникает вопрос: какую дату считать датой окончания периода временного отсутствия, начиная с которой течет 30-дневный срок для подачи заявления?

Если считать датой окончания периода временного отсутствия 31.12.2016, заявление, датированное мартом 2017 года, указывает на нарушение срока и без уважительных причин такого нарушения не дает права требовать проведения перерасчета.

Если считать, что период временного отсутствия еще не закончился, подача заявления в любой момент до фактического возвращения потребителя в место проживания (и в течение 30 дней после этого) законно дает право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги.

Второй вариант более выгоден потребителю и основан на буквальном толковании п. 92 Правил предоставления коммунальных услуг.

Первый вариант более выгоден исполнителю, и доводы в его пользу заслуживают внимания. Так, начиная с 2017 года просто временного отсутствия потребителя в помещении (указывает на непотребление коммунальных услуг) для проведения перерасчета платы недостаточно.

Вторым равноценным обстоятельством является отсутствие технической возможности установки ИПУ (указывает на добросовестность потребителя, потребителям, не установившим ИПУ при наличии соответствующей технической возможности, придется оплачивать коммунальные услуги в полном объеме независимо от фактического пользования ими, а также повышающий коэффициент). Наличие или отсутствие технической возможности монтажа счетчика устанавливается на определенный момент. В рамках капитального ремонта или реконструкции МКД могут быть проведены работы, которые изменят состояние инженерных сетей или иных элементов общего имущества и, к примеру, обеспечат наличие технической возможности установки ИПУ, ранее отсутствовавшей. После того, как будет установлено наличие технической возможности монтажа ИПУ, сам факт физического отсутствия потребителя в помещении МКД перестает быть интересен исполнителю и не является основанием для применения положений разд. VIII Правил предоставления коммунальных услуг. Соответственно, потребителю уже нет даже смысла подтверждать свое временное отсутствие в помещении. Поэтому представляется, что под периодом временного отсутствия для целей применения правил о перерасчете следует понимать только тот период, который дает право на перерасчет. В рассматриваемой ситуации период, когда потребитель имел право на перерасчет, закончился 31.12.2016, потому и заявление следовало подать не позднее 30.01.2017.

Однако мы не беремся прогнозировать исход судебного разбирательства, особенно учитывая то, что суды преимущественно встают на сторону потребителей.

* * *

Отмена с 2017 года перерасчета платы при временном отсутствии в жилом помещении потребителя, притом что отсутствие ИПУ не обу­словлено отсутствием технической возможности его установки, не означает, что потребитель не вправе рассчитывать на перерасчет платы за период временного отсутствия в помещении до 2017 года, не имея акта обследования на предмет установления отсутствия технической возможности монтажа счетчика. Однако обратиться за перерасчетом следовало не позднее 30 дней с даты окончания периода временного отсутствия.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/otrasl/a831688/923367.html

Перерасчёт за услуги ЖКХ: анализ споров

Перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя

Коммунальные услуги являются существенной статьёй расходов для граждан со средним и низким уровнем доходов. Несмотря на это, однозначно утверждать, что государство, определяя правовое регулирование сферы ЖКХ, принимает сторону потребителя и защищает его интересы, нельзя.

  • Несвоевременная поверка счетчиков
  • Перерасчеты платы за услуги ЖКХ
  • Итоги

Правила предоставления коммунальных услуг очень сложны для понимания и усвоения. Их применение предполагает соблюдение определённых формальностей, с которыми связано возникновение прав и обязанностей управляющей компании и потребителя, среди которых право требовать перерасчёта начисленной оплаты услуг ЖКХ.

Перерасчёт в сторону уменьшения возможен, например, при временном (более 5 дней) отсутствии гражданина в жилом помещении, а также в связи с предоставлением некачественных услуг управляющей компанией либо ресурсоснабжающей организацией. Эти случаи предусмотрены законом, который и описывает, какие действия необходимо совершить потребителю для получения перерасчёта.

Однако судебная практика сталкивается с намного более разнообразными коллизиями, которые выходят за рамки предусмотренных законом оснований для уменьшения платы за ЖКХ.

Несвоевременная поверка индивидуальных приборов учёта

В большинстве случаев использование индивидуальных приборов учёта водо-, тепло-, энергоснабжения (ИПУ) позволяет потребителю оплачивать услуги ЖКХ в меньшем размере по сравнению с нормами потребления.

Однако закон возлагает на потребителя ответственность за соблюдение правил эксплуатации приборов учёта, в частности проводить поверку счётчиков.

Если поверка вовремя не проведена, прибор учёта считается неисправным, что влечёт негативные последствия для хозяина жилья в виде оплаты коммунальных услуг по нормам потребления.

При этом, если поверка подтвердит исправность ИПУ, требовать перерасчёта по его показаниям за время, пока он считался неисправным, нельзя.

Истец обратилась с исковым заявлением к ресурсоснабжающей организации о перерасчёте платы за коммунальные услуги.

В обоснование заявленных исковых требований указала, что является собственником квартиры. Ответчик осуществляет поставку электроэнергии в указанную квартиру.

05.04.2017 поставка электроэнергии была прекращена в связи с невыполнением ею обязательств по оплате потреблённой электроэнергии, несмотря на то, что она оплачивала электричество по данным индивидуального прибора учёта электроэнергии.

если поверка подтвердит исправность ИПУ, требовать перерасчёта по его показаниям за время, пока он считался неисправным, нельзя

Отклоняя доводы истца о том, что ответчик незаконно не производил расчёт оплаты за электроэнергию по данным прибора учёта электроэнергии и об отсутствии задолженности по оплате электроэнергии, суды первой и второй инстанции указали следующее.

Согласно ч. 1 ст.

157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 80 Правил Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г.

№ 354, учёт объёма (количества) коммунальных услуг (далее ― Правил), предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учёта.

К использованию допускаются приборы учёта утверждённого типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Информация о соответствии прибора учёта утверждённому типу, сведения о дате первичной поверки прибора учёта и об установленном для прибора учёта межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учёта должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учёта.

Ссылки истца, что указанное уведомление о необходимости замены прибора учета она не получала, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют

Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учёта, ввод установленных приборов учёта в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения (п. 81 Правил).

Согласно подп. «г» п. 34 Правил потребитель обязан в целях учёта потреблённых коммунальных услуг использовать индивидуальные приборы учёта, соответствующие требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Из материалов дела следует, что в квартире истца установлен электросчётчик СО-ИБ 2 № 47045, класс точности ― 2, дата госповерки ― 2-й квартал 1996 года.

Источник: https://www.vivoz-musora.site/voprosy-i-otvety/pererashet-za-uslugi-zhkh-analiz-sporov.html

Порядок перерасчета платы за ТКО в случае временного отсутствия потребителя

Перерасчет в связи с временным отсутствием потребителя

В связи с тем, что обращение с ТКО является коммунальной услугой документом, регламентирующим порядок перерасчета платы за эту услугу, являются Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354).

В том случае, когда потребитель временно отсутствует в жилом помещении, он вправе потребовать перерасчета платы за ТКО. Потребитель считается временно не проживающим в жилом помещении, если он отсутствует более 5 календарных дней подряд (пункт 148(44) Правил № 354).

– Реклама –

Перерасчёт платы за ТКО ввиду постоянного или временного отсутствия потребителя, производится строго в заявительном порядке. Обязанность по подтверждению факта постоянного или временного отсутствия потребителя в жилом помещении лежит исключительно на собственнике такого помещения.

Собственник жилого помещения или потребитель услуги должен обратиться к исполнителю по ТКО (далее – исполнитель) с заявлением о перерасчете с указанием фамилии, имени и отчества каждого отсутствующего потребителя, дня начала и окончания периода их временного отсутствия. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие факт и период такого отсутствия.

В качестве таких документов, к заявлению о перерасчете могут прилагаться:

а) копия командировочного удостоверения или копия решения (приказа, распоряжения) о направлении в служебную командировку или справка о служебной командировке с приложением копий проездных билетов;

б) справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении или на санаторно-курортном лечении;

в) проездные билеты, оформленные на имя потребителя (в случае если имя потребителя указывается в таких документах в соответствии с правилами их оформления), или их заверенные копии.

В случае оформления проездных документов в электронном виде исполнителю предъявляется их распечатка на бумажном носителе, а также выданный перевозчиком документ, подтверждающий факт использования проездного документа (посадочный талон в самолет, иные документы);

г) счета за проживание в гостинице, общежитии или другом месте временного пребывания или их заверенные копии;

д) документ органа, осуществляющего временную регистрацию гражданина по месту его временного пребывания в установленных законодательством Российской Федерации случаях, или его заверенная копия;

е) справка организации, осуществляющей вневедомственную охрану жилого помещения, в котором потребитель временно отсутствовал, подтверждающая начало и окончание периода, в течение которого жилое помещение находилось под непрерывной охраной и пользование которым не осуществлялось;

ж) справка, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения учебного заведения, детского дома, школы-интерната, специального учебно-воспитательного и иного детского учреждения с круглосуточным пребыванием;

з) справка консульского учреждения или дипломатического представительства Российской Федерации в стране пребывания, подтверждающая временное пребывание гражданина за пределами Российской Федерации, или заверенная копия документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации, содержащего отметки о пересечении государственной границы Российской Федерации при осуществлении выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию;

и) справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период временного пребывания гражданина по месту нахождения дачного, садового, огороднического товарищества;

к) иные документы, которые, по мнению потребителя, подтверждают факт и продолжительность временного отсутствия потребителя в жилом помещении.

К иным документам могут относиться:

– копии платежных документов за электроэнергию или выписка от энергоснабжающих организации;

– в случае признания человека без вести отсутствующим – решение суда;

– в случае временного содержания в местах предварительного заключения и лишения свободы — справка с мест предварительного заключения или лишения свободы;

– при прохождении воинской службы или военных сборов — справка из воинской части по месту прохождения срочной воинской службы.

– квитанции и чек об оплате за услугу по обращению с ТКО по месту прописки и/или проживания.

При этом исполнитель вправе установить количество постоянно и временно проживающих в квартире граждан, а потребитель в свою очередь, обязан сообщать исполнителю обо всех жильцах (подпункты «б» пункта 148(25), «в» пункта 148(23), пункт 148(35), пункт 56(1) Правил № 354).

Заявление на перерасчет платы за ТКО подается исполнителю либо до начала временного отсутствия, либо после окончания периода отсутствия, но не позднее 30 дней после возвращения (пункт 91 Правил № 354). Перерасчет можно сделать за период отсутствия не более чем 6 месяцев, с последующим продлением еще на 6 месяцев.

!!! Перерасчет размера платы осуществляется в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя.

Результаты перерасчета отражаются в очередном платежном документе (в случае подачи заявления о перерасчете после окончания периода временного отсутствия), либо в платежных документах, формируемых исполнителем в течение периода временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (в случае подачи заявления о перерасчете до начала периода временного отсутствия).

Источник: https://news.solidwaste.ru/2020/03/poryadok-pererascheta/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.